Сейчас трудно поверить, но сыр саркандского производства местные жители встречали в магазинах Москвы и Ленинграда, его постоянно поставляли в Германскую Демократическую Республику и другие страны Восточной Европы. Этот заводик действует и по сей день. Но не так. В ближнее и дальнее зарубежье его продукцию теперь не везут – ныне здесь не достать молока для масштабной переработки. Поэтому “экспорт” ограничивается Талдыкорганом и Алматы. И там сарканские молоко, сметана, кефир, сыр успешно продаются. И без всякой осточертевшей всем рекламы.
Дело в том, что на 100 процентов натуральную молочную продукцию производить невыгодно даже в больших масштабах – для получения килограмма сливочного масла нужны примерно полтора литра сливок. А литр сливок – это 10 литров молока.
Только молоко для производства одного килограмма сливочного масла будет стоить 1 050 тенге. Но это в Саркане, где оно обходится заводу по ценам наидешевейшим, а точнее – 70 тенге за литр, недаром за ним приходится посылать молоковозы в аулы за сотню километров в один конец! И собирать по дворам – кто три ведра сдаст, кто пять. Но ведь его еще нужно до завода довезти, сливки из него сделать, а из них масло. Плюс доставка в магазины и другие накрутки. Казахстан превратился в свалку для опасных и некачественных продуктов
То, что молоко, производимое в домашних хозяйствах, самое дешевое, признано экспертами. Но если это не две буренки в старом сарае, а огромная ферма, где свет и чистота, на каждой корове ошейник с чипом и умная компьютерная техника для каждой из них рассчитывает рацион с количеством и наименованием витаминов… Сколько же будет стоить такое молочко, даже с учетом его удешевления из-за масштабности производства? Дороже оно будет стоить – и значительно, и это не предположение автора, а выводы специалистов.
Поэтому покупаем и с удовольствием едим “сметанный продукт” вместо сметаны, кушаем сливочное масло, в котором масса ингредиентов, честно указанных, а этого самого масла – какие-то проценты. Досадно, но вкусно и всем доступно!
Сколько же на самом деле настоящего масла, даже если никаких добавок на обертке не указано – то есть это должно быть масло натуральное – это вам скажут только в лаборатории. То же самое касается “натуральных” сметаны и молока.
В Саркане же благодаря сохранившейся с советских времен производственной базе (сколько лет заводу, там уже никто не помнит, но молоковозы обычно старше своих водителей) до сих пор обходятся без добавок и разбавлений.
Так им проще и дешевле. Без рекламы, которая всегда входит в стоимость продукта, работает торговая марка, и продукция с незапачканной репутацией на складе не лежит. Как итог, всё произведенное сарканцы продают за те же деньги, что и “сметанные” и другие “продукты”, а иногда и дешевле. И, производя действительно натуральный продукт, умудряются получать хоть и небольшую, но прибыль, чего не хотят добиваться их гораздо более богатые и известные конкуренты. Молоко! Сметана! Творог!
Предпочитая поставлять на прилавки красивые упаковки с вкусным, но, как правило, не совсем натуральным содержимым.
– Разбавляете молоко водой? – спрашиваю у паренька, с помощью кнопок, кранов и шлангов управляющего процессом пастеризации.
– Нет, но жирность, если она слишком высокая, снижаем.
– То есть все-таки разбавляете!
– Сепарируем, а не разбавляем!
В итоге получается следующее.
– Наше сливочное масло можно увидеть только в Саркане, в Алматы оно до магазинов не доходит, – говорит к моменту выхода материала ставший уже бывшим директор ТОО “Ак-Булак продукт” Сабыржан КУЛБЕКОВ. – Местные производители покупают его оптом и добавляют в свое “масло”, чтобы хоть какой-то вкус у него был.
Сливочное масло продается прямо на заводе за 1 850 тенге килограмм. Недешево, и это цена производителя. И если столько стоит сливочное масло из самого дешевого молока, сколько же оно должно стоить из молока огромных ферм, снабжающих Алматы?
… Помнится, в детстве я ненавидел домашний творог. И обожал неизвестно из чего сделанный магазинный.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ