Еще несколько лет назад, готовя статьи к Дню Победы, мы обратились на завод имени Кирова. Даже тогда подступиться к предприятию-гиганту было непросто. Сейчас сюда пройти может любой желающий. Когда мы оказались на территории главного здания, нас даже не остановила охрана. Такое впечатление, что все оставили свои места и просто вышли. Лишь позже мы узнали, что работники покинули свой пост из-за огромных долгов по зарплате. Сам же завод – в полуразрушенном состоянии. А помещения некогда мощнейшего секретного предприятия уже давно сдают в аренду! В бывших кабинетах располагаются фотостудии и творческие коллективы. И действительно, только и остается, что делать стильные фотосессии на фоне декораций могучего прошлого: мраморный постамент без памятника, перекошенные надписи, призывающие к труду, обшарпанные коридоры… Так что же произошло с военным гигантом? Почему флагман промышленности вдруг оказался в таком состоянии? Мы решили выяснить это. Но для начала вернемся в прошлое, на 72 года назад, когда здесь кипела работа.
Былая мощь
Докладная записка: “Фонд 174. Секретно. О состоянии работы эвакуированных предприятий Алма-Аты за 1942 год…”. Этот документ сообщает о прибытии в город 19 крупных предприятий. Одно из них – завод имени Кирова. Правду о том, что предприятие выпускает оборонную продукцию, не обнаружишь в документах. При этом остановка рядом с заводом называлась в народе “Торпедный завод”. Официально же здесь делали котелки и мясорубки. Мы все же приоткрыли тайну промышленного гиганта, семь лет назад встретив человека, который знал о жизни предприятия всё. Сегодня его уже нет в живых. Ветеран труда Виталий БУРКОВ был главным конструктором завода. Вот что он рассказал нам тогда о деле всей своей жизни:
– Люди не могли и предположить, что здесь создается самоходная мина длиной пять метров и весом несколько тонн. Прошло много лет, но данные до сих пор не рассекречиваются. Чтобы напечатать книгу, которую я написал для внутренних нужд завода, мне пришлось получить особое разрешение. Собирая материал, я нашел кипу досье на работников завода. Оказывается, обо всех нас собиралась информация. В своем досье я нашел пометку: “За рубеж не выпускать”.
Предприятие представляло собой мини-город, где было всё необходимое: поликлиника, школа, детский сад, баня, бассейн, магазины. В узких кругах завод имени Кирова называли просто – объект № 182, хотя вывеска гласила: «Предприятие “Двигатель-строй”. Оно возникло на базе двух мощных оборонных заводов. Один был эвакуирован из Украины, второй – из Махачкалы. Оба выпускали вооружение для Военно-морского флота.
– Оборудование и людей перевозили больше месяца, – говорил Бурков. – Все машины были упакованы и зашифрованы под специальными номерами, что внутри – никто не знал. Оборудование и металл везли 1 800 вагонов и платформ. Вместе с машинами ехали 11 с половиной тысяч работников, спали прямо на ящиках с грузом. Составы строго охранялись, никто чужой не допускался. Последний секретный состав прибыл в ноябре 1942 года. Это было самое передовое на тот момент оружие. Помимо торпед мы выпускали глубинные подводные магнитные мины АМД-500, АМД-1 000 (числа означают вес в килограммах). Их использовали для подрыва больших кораблей. Еще изготавливали бомбометы и минометы, действовавшие по принципу разбрасывания мин. С их помощью можно было очищать морской путь от подводных мин врага. Изготавливали мы и снаряды для зенитной артиллерии.
После Великой Отечественной войны жизнь на заводе стала еще более закрытой. Теперь секретное оружие производили и для союзников. Торпеды уезжали из Алма-Аты в 12 стран мира. А что же сегодня? В информационных лентах проходили редкие сообщения, что завод продолжит работать в оборонных целях.
А что за словами?
В 2009 году прошло сообщение, что на бывшем заводе имени Кирова в Алматы будут изготавливать военную продукцию, аналогов которой нет в мире! Об этом тогда сообщил председатель правления АО “НК “Казахстан инжиниринг” – эта национальная компания стала курировать деятельность завода.
– На предприятии завершены работы по изготовлению модернизированного изделия военного назначения, успешное натурное испытание которого было проведено на полигоне, – говорилось в сообщении. – Подтверждены необходимые технические характеристики изделия, предусмотренные контрактом с заказчиком. Испытание показало возможность существенно улучшить параметры и в обозримой перспективе создать изделия с характеристиками, превосходящими все аналоги.
Речь шла о создании наукоемкой машиностроительной продукции, ориентированной на экспорт. Но, похоже, планы эти рухнули. Прошло всего несколько лет. А о передовых разработках ничего не слышно. Впору бы подумать, что результаты трудов засекречены, объект-то особенный. Но, как оказалось, зайти сюда может каждый…
Ни зарплаты, ни здания…
Пытаясь найти хоть одну живую душу в административном здании завода, мы наткнулись лишь на арендаторов. Сами сотрудники и охрана, как выяснилось, бросили свои посты и просто ушли, потому что им не платили зарплату. Произошло это в начале 2014 года. Тогда бывший начальник охраны АО “Алматинский машиностроительный завод им. С. М. Кирова” сообщил журналистам, что люди вынуждены оставить работу. Общая сумма долга составила 14 миллионов тенге. Коллектив вышел на акцию протеста.
– С нами расторгли договор, мы и понятия не имели, что начальства нет на месте, – рассказывала одна из сотрудниц, проработавшая на заводе 17 лет.
– Просто элементарно уже не на что жить, не на что ездить, – говорила другая сотрудница. – По крайней мере, завод не стоит, он работает. Но нам не платят. Мы просто до крайних мер дошли, не знаем, к кому обращаться, кого просить о помощи…
После этой акции протеста генеральный директор АО “Машиностроительный завод имени С. М. Кирова” Канат УСКЕНОВ, кстати, депутат городского маслихата Алматы, признал, что долг есть, и даже сообщил о фактах кражи с завода. Мы пытались связаться с руководством завода перед праздником 9 Мая, чтобы узнать, как же на самом деле обстоят дела, – погасили ли людям долги. Но Канат Ускенов, по словам его помощника, оказался в отъезде, его зама не было на месте, и наши попытки дозвониться ему так и не увенчались успехом. На следующий день, когда мы попросили передать, что “Караван” пытается получить достоверную информацию, он и вовсе заболел. Поговорить с нами согласился лишь конструктор завода. Он сообщил, что главное здание завода, где сидела администрация, было продано еще два года назад. Каким образом? Кому?
Между тем завод имени Кирова является дочерним предприятием нацкомпании, об этом сообщается на ее сайте. Почему же столь мощное предприятие, завод имени Кирова, влачит жалкую до неприличия жизнь, вынуждено продавать собственность и не может вовремя платить людям зарплату? Эти вопросы так и остаются без ответа.