Закручивание гаек может привести к росту терроризма - политолог - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Закручивание гаек может привести к росту терроризма - политолог

Закручивание гаек может привести к росту терроризма - политолог

Ситуация на Ближнем Востоке становится менее тревожной, и на днях было объявлено о том, что так называемое “Исламское государство” разгромлено. Заявили об этом лидеры России, Турции и Ирана.

  • 4 Декабря 2017
  • 2062
Фото - Caravan.kz

Казахстан внес свою посильную лепту в урегулирование вопроса по Сирии, предоставив диалоговую площадку для противоборствующих сторон. Но на самом ли деле мы можем говорить, что вопрос решен. Об этом – беседа с политологом Исламом Кураевым.

– Ислам, как вы прокомментируете заявления лидеров России, Турции и Ирана? Действительно ИГИЛ уничтожено и миру ничто не угрожает?

– На мой взгляд, лидеры лукавят. В первую очередь подобное заявление можно рассматривать как идеологическое и психологическое воздействие на общественность, они тем самым позиционируют себя победителями и единоличными борцами с терроризмом. Изначально такой сценарий рассчитывали увидеть в результате взятия Ракки, однако, как показала практика, завоевание потенциальной столицы ИГИЛ не гарантировало победу, следовательно, все ринулись освобождать остальные территории.

На данный же момент, как такового, Иблисского государства уже нет, но есть банды, формирования, которые все еще существуют и активно ведут военные действия, например, сейчас боевики заняли 8 деревень на севере провинции Хама, которые до этого контролировали силы Хайят Тахрир аш-Шам (Фронт ан-Нусра).

Кстати, такой инцидент происходит не первый раз, и это говорит о том, что террористы спокойно перемещаются в районах, контролируемых сирийской оппозицией. Следовательно, говорить о победе рано, это слишком громкое заявление, так как сама террористическая организация трансформировалась в более мелкие группировки, а часть боевиков перешла на сторону сирийской оппозиции и ХТШ (Хайят Тахрир аш-Шам).

– Чего нам следует ожидать сейчас после прекращения боевых действий в этой зоне? Многие аналитики высказывают опасение, что боевики могут двинуться в Центральную Азию.

– Относительно боевых действий можно сказать, что они по-прежнему ведутся, конечно, не столь масштабно, но военные столкновения происходят постоянно и по всей Сирии. В вопросе того, что террористы хлынут в Центральную Азию, можно сказать, что это по большей мере некий миф. Террористические ячейки тут были всегда, когда-то Афганистан служил оплотом зла, хотя и находится под боком, но не вызывал такой истерии, как Сирия. Самые шокирующие связи казахстанцев с ИГИЛ

В данном случае считаю, что война в Сирии и на Ближнем Востоке в целом не закончена. Специалисты, которые утверждают, что после Сирии террористы ринутся в Центральную Азию, попросту не знают о ситуации в регионе. Например, в Йемене боевики ИГ ведут активные военные действия и контролируют значительную часть территории, так же в Ливии, Афганистане, определенный контингент террористы имеют в Египте, Нигерии и по-прежнему остаются в Сирии и Ираке. Фактически ареал их распространения огромен, и пока им надо удержать, а также укрепить то, что имеют, а не искать новые цели, особенно там, где их ждут.

Религиозные фанатики опасны для всех в регионе

– Не так давно в одном из комментариев вы сказали, что опасность исхода религиозных фанатиков из ИГ существует для Кыргызстана и Таджикистана. С чем связано такое мнение?

– Опасность существует не только от ИГ, а от многих других террористических организаций, которые поселились там после афганской войны и событий в Узбекистане. Мы говорим о том, что именно у этих стран границы не защищены и фактически не контролируются, что в последующем чревато последствиями для всего региона. В том же Таджикистане еще в марте прошлого года была вероятность исламской революции, однако она не произошла, сегодня же Душанбе жестко подходит к этому вопросу и на всех уровнях пресекает любой религиозный фанатизм. В Таджикистане, как и у нас, тоже происходит своего рода некая перезагрузка; действующая власть пытается противопоставить религии национальную культуру наподобие Туркменистана. В соседнем Кыргызстане вроде все и спокойно, но это крайне настораживает, так как именно там время от времени устраивают перевалочный пункт террористы, которые дальше кочуют в Казахстан и Россию, поэтому усиление контрольно-пропускных пунктов было бы кстати.

– В том же комментарии вы заявили, что Казахстан сумеет предотвратить массовые террористические атаки. Однако события прошлого года показали, что наша страна не застрахована от одиночных террористов.

– Как мы и говорим, от таких действий невозможно быть застрахованным. Взять ту же Америку, где к терактам причисляют даже случаи, когда человек сбил на машине людей. В нашей стране такой случай расценили бы как рядовое ДТП с летальным исходом.

Мы думаем, что террорист – это бородатый мужчина, смуглый, кричит: “Аллаху Акбар” и стреляет, убивает людей. На самом же деле образ террориста может быть совсем разным, чаще всего психи-одиночки являются латентными, и в обществе их не выявить.

Как эксперт, считаю, что закручивание гаек путем законодательной системы как раз таки породит латентных террористов, которые начнут крайне негативно относиться к государству. Также есть вероятность, что искоренение салафитской идеологии приведет к тому, что мы в исходном варианте получим политические джамааты, которые в своей основе будут нести деструктивный религиозный элемент. Именно это и является угрозой национальной безопасности страны.

Спонсируют простых людей

– Вы не скрываете, что радикализации способствуют заинтересованные спонсоры из других стран, желающие установить контроль в Центральной Азии. Можно назвать этих спонсоров?

– В данном случае опровергну информацию, что из-за бугра спонсируют именно террористов. Наоборот, спонсируют простых людей с целью заложить в них определенные религиозные ценности, то есть идеологию, а в последующем использовать их. Но это делается с расчетом, что когда-то один из их воспитанников станет во главе государства или же займет высокий пост и в дальнейшем принесет пользу тем, кто его создал. У нас же считают, что их тут спонсируют для уничтожения государства, но, как показывает практика, руины никому не нужны, там нет выгоды.

А те, кто попадает под влияние террористов, – это люди, которые имеют слабую психику и зачастую с легкостью теряют над собой контроль. Кстати, их тоже спонсируют, но не в таких объемах.

Относительно спонсоров, то тут можно назвать несколько стран, это Саудовская Аравия, Иран, Турция, Катар и Пакистан. В Казахстане изобрели оригинальный способ борьбы с религиозным экстремизмом

Нестабильный Казахстан и Центральная Азия не выгодны никому. Относительно нашей страны можно сказать, что у нас не хватит демографического потенциала, чтобы была революция или еще что-то, в моем понимании, это “что-то” из разряда фантастики.

Но если вдруг такое случится, то есть ряд международных договоров, в том числе и в рамках ШОС и ОДКБ, которые гарантируют целостность нашего государства, и в последующем могут оказать военную помощь в решении вопросов. Также существует неподтвержденная информация, что Китай имеет такой внутренний документ, который позволяет им вводить свои войска в случае военного конфликта или переворота в одной из стран Центральной Азии. Обусловлено это тем, что Пекин готов сделать все ради своей национальной безопасности.

АЛМАТЫ