– В одном из прошлых выпусков “Караван. Здоровья” мы говорили о поэтапном и регулярном закаливании младенцев воздушными ваннами, а как проводят закаливание при помощи воды?
– Также без перерывов и постепенно.Ребенок ведь, находясь в утробе матери, привык к температуре 37–38 градусов. И если сразу после рождения начать его купать, пусть даже в плавательном бассейне для новорожденных, где водичка 27–28 градусов, то он может сразу заболеть. Это для взрослых хорошо, когда они в море купаются в воде с такой температурой, а грудничкам нужно поэтапное привыкание.
Обычно мы купаем младенцев при температуре 37 градусов. Можно постепенно, поэтапно каждый день снижать температуру воды на 1 градус и увеличивать продолжительность купания. Начать с 2–3 минут, доводя потом до 5, 10, 15 минут и до получаса. А температуру воды снижать до 30 градусов. И малыш проходит какой-то адаптационный период, период привыкания.
Ребенок к взрослым стрессам не привык
– Подобным же образом делают и обливания ножек и ручек водой, когда в детском саду начинают закаливать более старших деток. Температуру воды тоже снижают постепенно. Каждый день только на 1 градус, начиная, например, с 30 и доводя ее до 18 градусов. И обливать начинают не всего ребенка с головы до ног, как при методе “Детка”, поскольку это создает для него стрессовую ситуацию. Так делать нельзя ни в коем случае, потому что у какого-то ребенка может быть нестабильность центральной нервной системы, кто-то может в обморок упасть. А сначала, играя, они болтают в воде ножками и ручками, потом поэтапно им начинают обливать все большие участки тела. И только через неделю-две можно начинать обливать ребенка с головы до ног. И опять-таки это делать нужно регулярно, каждый день, а не раз или два в неделю, как мы, взрослые: поехали на речку, залезли в воду на 2–3 часа, вылезли, простыли или солнечный удар получили, и давай потом лечиться.
– Значит, если произошел какой-то вынужденный перерыв в обливаниях, то…
– То опять начинаем все сначала и потихонечку. То же самое с закаливанием прохладным или холодным воздухом. Не так, что вытащили ребенка резко на 2 часа на мороз, и он заболел. И тем более нельзя ни в коем случае начинать закаливание, если малыш в этом периоде был в контакте с какой-нибудь, к примеру, вирусной инфекцией. Нужно дождаться времени, когда знаешь точно, что он не заболеет, и закаливать его на совершенно здоровом фоне. Нельзя закаливать ребенка с бронхиальной астмой или с гриппом, иначе можно добиться того, что у него наступит или воспаление легких, или какой-нибудь менингоэнцефалит.
– То есть закаливать можно только абсолютно здорового ребенка, впрочем, как и здорового взрослого?
– Да, и не имеющего никаких хронических болячек в виде, например, почечной патологии. Иначе можно простудить его и получить пиелонефрит или еще что похуже. Сначала надо вылечить все болезни, добиться полной ремиссии.
Маленький человек-амфибия
– А сейчас еще наметилась тенденция, что детей учат плавать с самого рождения…
– Да, поскольку в этот период такое сделать очень легко. Он же при рождении вышел из водной среды, и если его погружаешь в воду, он тут же плывет, ныряет, и даже вода в уши ему не затекает. Такие малыши не захлебываются. То есть до трех месяцев они очень легко учатся плавать. А мы что делаем? Сначала приучаем ребенка бояться воды, говорим: туда не ходи, а то утонешь, захлебнешься. А потом, когда он вырастает, начинаем его заново учить плавать. А ребенок-то рождается с умением плавать и находиться в водной среде. Потому сейчас и открывают эти бассейны для малышей. Это физиологично, и вообще закаливание водой приветствуется во всем мире.
– Но дома делать подобное маме самой не опасно?
– Дома ни в коем случае! Все должно быть под руководством опытного тренера-инструктора, который сначала учит маму. И даже если ребенок, как амфибия, родился в водной среде, то потом ему все равно жить и дышать воздухом, поскольку к этому приспособлены наши легкие.
– За счет чего идет польза от закаливания?
– Перепады температур. Ведь кожные покровы у детей – это как дыхательный орган. То есть дети дышат кожей больше, чем взрослые. Их чувствительные рецепторы на коже начинают реагировать на перепады температур. И это действует, как своеобразная физическая нагрузка, как упражнения, как движение. А движение – это жизнь. И потом, когда этот ребенок приходит в детский сад и встречается там с инфекцией, то он уже закаленный и не будет так часто болеть.