Зачем ставить крест на городах - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зачем ставить крест на городах

Зачем ставить крест на городах

Похоже, в Казахстане по-тихому завершили программу развития моногородов. Без подведения итогов, определения, насколько правильно были потрачены деньги, какие цели достигнуты и какие – нет.

  • 17 Ноября 2021
  • 4227
Фото - Caravan.kz

Недавно Президент Токаев провел в Экибастузе совещание, на котором поручил правительству провести анализ развития моногородов. При этом результаты анализа должны учитывать разрабатываемый сейчас План территориального развития и Планы развития регионов. Этот документ будет на руках у главы страны уже к концу этой зимы.

Ничего не имею против развития моногородов. В конце концов, у каждого из нас обязательно есть родственники или знакомые, которые живут в одном из них. Но практика показывает, что государственные программы, за исполнение которых не отвечает конкретный человек, обречены на провал.

В начале 2012 года Нурсултан Назарбаев поручил разработать первую программу развития моногородов. И уже в мае правительство одобрило проект до 2020 года. Были отобраны 27 городов, из них с высоким потенциалом − 6, средним − 19, низким − 2 города.

Программа должна была работать по четырем направлениям:

1. Оптимизация моногородов.

2. Диверсификация экономики и развитие МСБ для обеспечения оптимальной структуры занятости.

3. Повышение мобильности трудовых ресурсов и стимулирование переезда в населенные пункты с высоким потенциалом роста.

4. Развитие социальной и инженерной инфраструктур.

Были и свои целевые индикаторы. На 2015 год:

− запустить якорные инвестпроекты, что увеличит промпроизводство моногородов на 20 процентов;

− увеличить количество активно действующих объектов МСБ в 2 раза;

− снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума до 6 процентов;

− снизить безработицу до 5,5 процента.

Под программу министерство экономического развития и торговли заложило деньги: на 2013 год − 38,2 млрд тенге, на 2014 год − 43,2 млрд и на 2015 год − 53,9 млрд тенге. Итого 135 млрд. Потом обещали подкинуть еще.

На 2020 год планы были еще более амбициозны: количество объектов МСБ увеличить в 4 раза, безработицу снизить до 5 процентов. В общем, на бумаге получалось так, что моногорода должны были стать оазисами на фоне того, что происходит в Казахстане. Видимо, не получилось.

В выступлении Президента Токаева в 2021 году основные тезисы те же, что и у Президента Назарбаева в 2012-м: население бежит от безработицы, инженерная инфраструктура стареет, дороги разрушаются.

Даже перечень городов с их характеристиками остался прежним. Добавился только один серьезный аргумент: на фоне активных мер по декарбонизации мировой экономики экспорт продукции отечественных компаний с высоким углеродным следом находится под угрозой. Это касается и системообразующих предприятий моногородов.

Иначе говоря, та программа, принятая еще в 2012 году, не привела ни к чему. Деньги освоены, люди уезжают от бедности, наступает запустение. Но никто за это не ответил. Могу лишь сказать, что орган, ответственный за разработку и реализацию этого документа – министерство регионального развития РК. Министром тогда был Болат Жамишев. Но и у него есть уважительная причина: в 2014 году министерство было упразднено, а 2 его ключевых комитета переданы в министерство национальной экономики. Массовый исход казахстанцев из аулов в города продолжается

И что, на этом всё? Моногорода можно хоронить? Нет. В Казахстане есть примеры успешного развития отраслевого населенного пункта. В 1971 году поселок рядом с Лисаковским ГОКом в Костанайской области получил статус города. В 1990 году ГОК встал из-за резкого падения спроса на железный концентрат. Местный акимат стал думать, как спасаться.

В 1992 году Лисаковск получил статус свободной экономической зоны (СЭЗ). У властей надежды на иностранные инвестиции не было, поэтому они поддерживали своих предпринимателей. В городе было создано почти 100 новых производств. Одна компания − АОЗТ “Арай” − вышла на республиканский уровень. За 4 года бюджет вырос в 10 раз и на 80 процентов пополнялся налогами от новых частных предприятий.

Лисаковская СЭЗ действовала до апреля 1999 года. За это время город стал одним из самых успешных в стране. В принципе, здесь уже действует модель местного самоуправления, которая показала, что в стране есть люди, которые могут поднять свои родные города с колен. Надо лишь развязать им руки. Но именно этого в документах пока не видно.