Зачем Казахстану беби-бокс - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зачем Казахстану беби-бокс

Зачем Казахстану беби-бокс

Вторая по счету “Колыбель надежды” – “Үміт бесігі” появилась в Карасайской многопрофильной межрайонной больнице города Каскелена Алматинской области. Это проект “Лиги женщин творческой инициативы”, благотворительного фонда “Alem Asar”, инициативной группы “Aspan Space”.

  • 28 Апреля 2021
  • 399
Фото - Caravan.kz

История подобных колыбелей для брошенных младенцев корнями уходит в глубь времен. Еще в XII веке папа римский Иннокентий III в Италии признал, что такие приспособления должны быть организованы в приютах, чтобы матери анонимно могли оставлять там своих детей, а не убивать их (нежеланных младенцев тогда часто топили в реке Тибр).

Хотя во все времена эти “окна жизни” считались спорным изобретением, поскольку могли порождать безответственность родителей. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, а также ст. 52 Закона РК “О браке (супружестве) и семье”: “Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей… имеет право на их заботу”. И Комитет ООН по правам ребенка настаивает, чтобы государства прилагали больше усилий для устранения причин, приводящих к оставлению новорожденных, включая социальную поддержку предотвращения беременностей с повышенным риском и обеспечение планирования семьи.

Между тем в последнее время у нас в стране выросло число нелегально рожденных младенцев, которых мамы бросали, – кого в мусорный контейнер, кого в пакете в мороз на улицу, а кто и вовсе погибал в выгребных ямах уличных туалетов.

Такая жестокость в отношении крошечных и беззащитных малышей поражает! И беби-боксы в таких случаях становятся долгожданным спасением.

Каждый выживший ребенок – победа

– Нам важно, чтобы люди не закрывали глаза на глобальную проблему во имя спасения жизни младенцев, – говорит одна из организаторов акции в Алматинской области, представитель “Aspan Space”, директор event-агентства “IndiGo” Индира ДЖАКУБЕКОВА. – Для нас каждый выживший ребенок – уже победа и результат нашей работы. Самый первый пункт социального проекта “Үміт бесігі” был установлен в Енбекшиказахской межрайонной многопрофильной больнице города Есика 21 декабря 2020 года. Благодаря оперативной работе саll-центра “Үміт бесігі” обратившиеся в него будущие мамы получили консультации наших специалистов и приняли верное решение: их дети остались с родителями в семье. Ведь цель нашего проекта – не только спасти брошенных малышей, но и оказать психологическую поддержку мамам. За эти месяцы мы добились успеха – ни одного брошенного ребенка! Значит, система такой профилактики работает.

– Все мы были свидетелями резонансных случаев, когда новорожденных детей оставляли умирать на улице, стройплощадках, даже выбрасывали из окна автомобиля, мчавшегося по трассе! Такое реально происходит в стране, – продолжает активистка. – Так неужели мы не можем дать шанс мамам, предотвратить такой отчаянный шаг и дать возможность выжить их детям. Для кого-то это может быть надеждой выиграть время, подумать и отказаться от преступного замысла. Создание беби-боксов – “Колыбелей надежды” (“Үміт бесігі”) – один из немногих способов профилактики таких преступлений, как оставление в опасности и убийство матерью новорожденного ребенка.

Германия стала первой европейской страной, которая ввела практику использования подобных пунктов в современном мире. Сейчас они функционируют еще в Италии, Швейцарии, Латвии, Чехии, Японии. В 2011 году такая практика была внедрена и в России. В результате этим странам удалось спасти много человеческих жизней и контролировать ситуацию.

За последние годы в России было спасено 115 детей, а 15 возвращены в биологические семьи. В Словакии только за 2004 год – более двух десятков младенцев, в ЮАР за 10 лет – 96, а в одном только германском городе Гамбурге в 2010 году было спасено 38 детей.

Координатор общественной организации “Ана үйі” – “Дом мамы” Аминат ДЖАППУЕВА:

– Наш проект “Дом мамы” работает с 2013 года. За это время мы спасли от опрометчивых шагов около 5 тысяч женщин, и, как минимум, 5 тысяч детей не оказались брошенными, проданными или погибшими. Поэтому хочу поблагодарить людей, которые берут на себя такую ответственность и устанавливают эти “Колыбели надежды”. Часто за спиной мы слышим, как нас осуждают: мол, всё это для женщин легкого поведения, для мам-кукушек. Но разве только они одни виноваты? Как минимум, это ответственность двоих – мужчины и женщины! И мне хочется сказать: не оставайтесь равнодушными. Если узнали, услышали о такой проблеме, помогите молодым девушкам и парням, подскажите, чтобы задумались над своими действиями и знали, что выход есть, благодаря “Колыбели надежды” они могут спасти детей от гибели!

Технологии в помощь

– На самом деле, условия для оборудования такой установки – непростые, – поясняет Индира Джакубекова. – Нужно выбирать больницу, в которой обязательно есть детское реабилитационное отделение. Сейчас мы, видимо, переживаем период, когда, возможно, из-за пандемии или каких-то женских депрессий качество жизни людей ухудшилось, число таких трагедий увеличилось. Статистики, к сожалению, нет, но раз дети погибают, мы решили действовать. Опираемся на отечественное производство. Технологию и опыт позаимствовали у российских и американских коллег. Этот проект соответствует всем СНиПам и технологиям. Он обошелся нам приблизительно в 1 миллион тенге. Это полностью добровольные пожертвования обычных людей. Здесь сложное техническое обеспечение. Предусмотрено мгновенное оповещение медработников о поступлении ребенка в бокс, а также есть оборудование на случай отключения света.

– Но у женщин, которые хотят оставить ребенка, зачастую не бывает доступа в Интернет. Как они узнают о ваших устройствах?

– Мы распространяем плакаты и памятки, начиная с женских консультаций. К тому же это решение у женщины вовсе не сиюминутное. Прежде чем пойти на такой шаг, она долго вынашивает свои планы. Мы судим об этом по анализу опыта других стран. Сначала, быть может, у нее не получилось сделать аборт, потом 9 месяцев она вынашивает ребенка. У нее достаточно времени всё разузнать. Кстати, координаты наших беби-боксов мы вносим в навигацию “2ГИС”, у нас есть страницы в “Инстаграме” и “Фейсбуке”.

– А если женщина будет переживать, что попадет в обзор видеокамер?

– Здесь в обзор видеокамеры попадают только ее руки и сам ребенок в колыбели, потому что это важно для правоохранительных органов, в каком состоянии малыш поступил в бокс. А в видеокамерах, что по периметру больницы, на таком большом расстоянии виден лишь силуэт человека, не более того.

– Какой шанс есть у женщины забрать малыша обратно, если она передумает?

– Мы оставляем в боксе письмо, где сказано, что в течение 3 месяцев по законодательству РК она может его вернуть, доказав свое материнство посредством анализа ДНК.

– Планируете ли вы открывать такие “Колыбели надежды” – “Үміт бесігі” в других местах?

– Да. Мы не хотим останавливаться. Потому что наблюдаются всё новые случаи оставления детей. И сейчас с командой мы понимаем, что нужно двигаться и на юг, и на север. Какие города откликнутся – там и оборудуем. Но переговоры ведем со всеми. Для нас главное – чтобы в больнице была детская реанимация, поскольку такие дети появляются на свет, как правило, в экстремальных условиях, и им требуется немедленная помощь. Чтобы уточнить нюансы этого серьезного дела, мы связались с российской инициативной группой Елены КОТОВОЙ, которая в своей стране оборудовала уже 15 беби-боксов. Они рассказали нам, как собирали деньги у неравнодушных людей, как технически решали свои задачи.

– Почему бы не оборудовать “Үміт бесігі” в Алматы и, возможно, сразу при роддомах?

– К сожалению, в городах нет таких мест, где можно сохранить анонимность. А поскольку этот план женщина вынашивает долго, для нее не проблема, как говорят россияне, преодолеть расстояние пусть даже и в 800 километров, чтобы положить ребенка в беби-бокс. К примеру, в Москве их не устраивают, только в области. Как жители Есика относятся к тому, что в их районе появился беби-бокс

И вряд ли будет удачным решение обустроить такую колыбель при роддоме. Женщина страшно боится осуждения. А там ее могут увидеть знакомые и обязательно зафиксируют ее имя и фамилию медработники. Часто ведь бывает, что такие женщины изнасилованы кем-то из родственников, братьями, отцами, отчимами. Это тяжелые интимные моменты, при которых вся семья старается сохранить тайну, чтобы никто не узнал о позоре.

– Кажется, в Европе случайная беременность уже не считается позором?

– Да, но в Европе есть даже анонимные родильные дома. Думаем, это станет нашей следующей идеей, когда женщине дадут возможность анонимно, в нормальных условиях родить ребенка, ни о чем не расспрашивая ее. И уже потом она сможет принять решение: оставить его там или забрать себе на воспитание.

Есть ли обратная дорога?

– Сейчас я покажу, как работает наша “Колыбель надежды”, – говорит Индира. – Всё проходит в условиях полной анонимности. Женщина подходит к окну, видеокамер около нее нет, но обязательно есть список контактных телефонов. В первую очередь это “горячая линия”, которая работает круглосуточно. И перед тем, как решиться на этот шаг, мама может обратиться по телефону к дежурному, который поможет разобраться в ситуации. А если решается положить ребенка в это безопасное место, то знает, что не несет при этом уголовной ответственности – в отличие от случаев, когда детей оставляют просто на улице. Так она не только снимает с себя уголовную ответственность, но и бережет своих остальных детей. Ведь, если она совершит преступление, за которое ей грозит тюремное наказание, других ее детей отправят на воспитание в детские дома.

Открыв окно беби-бокса, женщина видит утепленное место для малыша, которое оснащено также кондиционированием воздуха для летней жары. Она кладет туда ребенка и захлопывает окно.

Внутри срабатывает сигнализация, которая связана с пультом больницы. Выходит медсестра, забирает ребенка и уносит его в реанимацию. Видеокамеры направлены строго на колыбель и фиксируют только младенца.

Как только мама закрыла дверцу, обратно открыть ее она уже не сможет. Это сделано для того, чтобы избежать долгих раздумий и колебаний. Ведь если ребенок в тяжелом состоянии, его требуется быстро доставить в больницу. Тут срабатывает алгоритм: на место прибывают полицейские и смотрят, нет ли на теле ребенка повреждений, определяют, не украден ли он. Затем им занимается медперсонал, и малыш попадает под опеку государства.

– Но почему больницы обычно не особо стремятся оборудовать у себя такие беби-боксы?

– Потому что ООН дает рекомендации для государств, чтобы больше занимались профилактикой, нежели проектами, которые, по мнению их специалистов, разлагают сознание и способствуют тому, чтобы женщины подкидывали детей. Но беби-боксы – это крайняя мера. Такие устройства есть в разных точках мира, и они действительно спасают жизни малышам.