Как сейчас работает система госуслуг для граждан с ограниченными возможностями? Возьмем (условно, конечно) управление социального благосостояния акимата Алматы, которое отвечает за помощь инвалидам. Там точно знают их количество, их запросы-потребности. Управление объявляет тендер, поставщики выставляют свои товары-услуги, акимат выбирает и покупает то, что подходит по соотношению цена – качество. Победители поставляют заказчику и потребителям заказанное по утвержденной цене. Все довольны.
Я – не врач. И не следователь антикоррупционного агентства. Но что-то в этой новации минтруда кажется не совсем правильным.
Кому нужнее очки и слуховые аппараты?
На пресс-конференции в июне тогда еще вице-министр труда Светлана ЖАКУПОВА сказала: “Государство должно уйти от процедур государственных закупок и дать человеку с ограниченными возможностями самому выбрать необходимое для него техническое средство, услуги и социального работника… Самостоятельно выбирать и приобретать за счет бюджета через специальный портал, который позволит решить проблему закупки некачественных и неподходящих спецсредств”.
Опа! Если следовать этой логике, то минтруда до этого закупал на тендерах “некачественные и неподходящие спецсредства”? Уважаемая Светлана Кабыкеновна, вы случайно оговорились? Или я что-то недопонял?
На 1 июля 2019 года в Казахстане насчитывалось около 690 тысяч зарегистрированных граждан с ограниченными возможностями.
Пилотный сайт, стартовавший 1 июля в Актюбинской области, начал косячить с первых дней, когда люди не получили необходимую помощь. А потом он и вовсе заглох.
Жалоб от них в Интернете много. Фамилии-имена в редакции есть. И они прямо указывают на некие коррупционные схемы. Нет дыма без огня?
Например, инвалид 2-й группы и глава общественного объединения “Подранки-Шарасыздар” Галия ТОБАТАЕВА: “Большая часть инвалидов не может выбрать поставщика по причине отсутствия сведений о них. А также Интернета. Кроме того, они (люди с ограниченными возможностями. – Авт.) не обладают навыками работы с персональным компьютером. Остается открытым вопрос конкурентных поставщиков, оказывающих более качественные услуги и учитывающих многообразие индивидуальных потребностей инвалидов… Министерство принимает решения без нас, хотя мы непосредственные получатели услуг. Никто разъяснений нам не дал. Деньги выделены без нашего участия. Почему не показали, как это будет работать?”.
Коллега Тобатаевой, Анатолий МИГАЙ, задался вопросом: почему пилотный проект запустили в Актюбинской области, “где не самая большая численность инвалидов?”. Отличный вопрос. Но есть и другие.
Почем костыли оптом?
Согласно действующей схеме, сегодня акиматы формируют пул заказов для людей с ограниченными возможностями. По идее министерства теперь глухие, слепые, немые, безногие, безрукие и страдающие прочими тяжкими недугами граждане сами должны подавать заявки на то, что поможет им дотянуть до срока дожития? На сайте министерства я так и не нашел ни одной объяснялки, как им это сделать. Там вообще об этом ни буквы, ни запятой, ни слова. Как так?
Тобатаева и Мигай сказали, что не у всех есть дома компьютеры. Хорошо, если рядом дети-родственники. А если нет? Министерству надо нанять армию агентов – социальных работников, которые помогут человеку сделать заявку?
А нет компьютера и Инета в какой-нибудь глухомани – ищи-свищи Светлану Кабыкеновну?
Дальше возникает вопрос объема поставок. Если раньше поставщики ориентировались на количество единиц и тонн – то теперь как? Условно говоря, в Жангельдинский район Костанайской области надо доставить три протеза на левую руку. Два на правую ногу – в Федоровский. 100 упаковок памперсов – в Амангельдинский. Дюжину слуховых аппаратов в Аркалык и три клизмы – в Рудный. Ну и как совершить этот подвиг поставщику без ущерба для своего бизнеса? Нет ответа в пилотном проекте.
Дальше считаем. В какую сумму обошлась разработка этого портала? Это же был заказ от министерства? Кто-то же такую идею выдвинул? Имя у ее автора есть? Да, сколько потребуется операторов, которые начнут обслуживать этот ресурс? И какой оклад им положат?
Андрей Макаревич был прав: “В этом мире случайностей нет – каждый шаг оставляет след”
В рассылке акиматам от министерства труда за подписью вице-министра Ерлана АУКЕНОВА сказано: “Это (проект. – Авт.) повысит добросовестную конкуренцию и обеспечит прозрачность участия потенциальных поставщиков в реализации средств и услуг реабилитации… В случае нехватки средств необходимо предусмотреть средства из местного бюджета… При этом необходимо принять меры, чтобы разработанные индивидуальные программы реабилитации на данные средства были своевременно исполнены на 100 процентов во избежание социальной напряженности среди услугополучателей”.
Это предупреждение или приказ? А где тут о конкуренции? Откуда тут вырастет прозрачность? Чем этот проект эффективнее действующей системы. И не разозлит ли “услугополучателей” эта странная идея еще больше?
Осталось напомнить. В начале месяца министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ сказал, что рассматривается возможность административной ответственности для администраторов и разработчиков неэффективных госпрограмм. В Кодекс об административных правонарушениях за это внесут ответственность в виде штрафов. Когда и на какие суммы – пока не ясно.
Кандидатов много. Минтруда тоже в очереди?
Алматы