За кого сидит Биртанов? Казахстану грозит международный скандал - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
За кого сидит Биртанов? Казахстану грозит международный скандал

За кого сидит Биртанов? Казахстану грозит международный скандал

Адвокат Дмитрий КУРЯЧЕНКО считает, что экс-министра здравоохранения пытаются судить не за платформу, а за что-то другое.

  • 8 Апреля 2022
  • 46875
Фото - Caravan.kz

Не успело начаться главное судебное разбирательство по делу Елжана Биртанова, как уже на предварительном слушании судья неожиданно вернул дело прокурорам для устранения существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства во время проведения расследования со стороны сотрудников Агентства по финансовому мониторингу (АФМ) и Генпрокуратуры.

Напомним, бывшего топ-чиновника обвиняют в приемке и оплате нерабочей “Платформы информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения”, поставленной хорватской компанией “Ericsson Nikola Tesla” за 17,8 миллиона долларов США в министерство здравоохранения.

Предполагалось, что платформа будет единым хранилищем данных, а также соединит все информационные системы казахстанского здравоохранения.

Между тем в ходе предварительных слушаний всплыли прелюбопытные факты, о которых в интервью газете “КАРАВАН” решил рассказать адвокат Биртанова – Дмитрий Куряченко.

– Дмитрий, что за нарушения выявил судья и почему дело решили вернуть в Генпрокуратуру?

– Этих нарушений – масса! Это отказ следователей в переводе и приобщении важнейших документов к материалам делам, напрочь опровергавших обвинение, отказ в праве подозреваемого на ознакомление с материалами дела, отказ в рассмотрении жалоб защитников по результатам ознакомления дела. Это только процессуальные нарушения. Но мы заявляли и заявляем о многих других нарушениях закона при проведении расследования – незаконные обыски и аресты, пытки подозреваемого, отказ в проведении объективной судебной экспертизы и многие другие, о которых мы сообщим в ходе открытого судебного рассмотрения дела, если оно будет назначено.

“Нерабочая платформа – это миф”

– По информации главы компании “Ericsson Nicola Tesla” Горданы Ковачевич, платформа, из-за которой судят Елжана Биртанова, вполне работоспособна. За что же тогда его судят?

– Помимо платформы также его обвиняют в злоупотреблении полномочиями при использовании борта санитарной авиации при возврате из служебной командировки из Тараза в Нур-Султан 13.06.2020 г.

 Адвокат Дмитрий Куряченко
Адвокат Дмитрий Куряченко

Считаем, что на самом деле дело было просто сфабриковано. Платформа была работоспособной как на момент приемки в 2018 году, так и в мае 2020 года, когда АФМ возбудило дело на основании аудиторского отчета, подтверждавшего соответствие платформы техническим требованиям. Платформа и сейчас готова к запуску, что подтверждается не только показаниями г-жи Ковачевич, но и техническими отчетами ЭНТ от 31 июля 2021 г. и актом технического состояния от 1 ноября 2021 г., подписанным совместно минздравом, РЦЭЗ и ЭНТ.

Более того, в нескольких официальных письмах в минздрав и Президенту РК Токаеву летом и осенью 2021 г. руководство компании ЭНТ официально заявило о полном исполнении своих обязательств по контракту, а значит, и законной приемке и оплате за нее. Это, конечно же, не устраивает следствие и руководство АФМ, которые, судя по всему, “любой ценой” стремились передать дело в суд.

Кстати, ЭНТ в своем письме Президенту Токаеву, а также на встрече с вице-премьером Тугжановым в октябре 2021 г. заявила не только о работоспособности платформы, но и о готовности ее подключить и оказать всё необходимое содействие в ее эксплуатации “во благо народа Казахстана”.

А вообще, Биртанов не участвовал ни в проведении конкурса по отбору поставщика, ни в заключении контрактов, ни в приемке, ни в оплате платформы. Все решения принимали специальные комиссии. Биртанов – врач, а не айтишник. В частности, комиссионно были подписаны акты ввода в пилотную (декабрь 2018), опытную (январь 2019 – февраль 2020) и промышленную эксплуатацию (февраль 2020 – 17 июня 2020).

Работоспособность платформы подтверждена также служебными записками вице-министров.

В этих условиях очевидно, что Биртанова пытаются судить не за платформу, а за что-то другое. Это, видимо, какое-то показательное наказание за старательность.

По сегодняшний день мне так и непонятно, почему, с какой целью вовлекли в это дело Биртанова, который там – как не пришей кобыле хвост. Скорее всего, чтобы выбить его из кресла и остановить экономию и оптимизацию бюджетных средств, которые ранее благополучно расхищались, как сказал Олжас Абишев, его бывший заместитель, цифровой вице-министр. Видимо, стояли 2 задачи: остановить процесс обеспечения прозрачности здравоохранения и выбить всех, кто этого добивался. У них получилось? Надо их спросить!

Материалы дела и ход следствия подтверждают, что “нерабочая платформа” – это миф. Нет никакого ущерба государству. Платформа находится на балансе минздрава, подготовлена для интеграции с нашими ИС и запуска, как только минздрав и другие казахстанские ведомства доведут свои ИС до технической совместимости с платформой, то есть выполнят свои обязательства по контракту.

Но интересно то, что АФМ активно препятствует запуску платформы – как в ходе следствия путем блокирования доступа разработчиков, так и после его завершения – путем вмешательства в контрактные отношения между минздравом и ЭНТ, которое спровоцировало конфликт с ЭНТ в конце 2021 года.

Отсюда следует простой вывод – очевидно, что запуск платформы невыгоден АФМ, так как это полностью разрушит версию обвинения, докажет не только несостоятельность, но и незаконность всего дела.

Совершенно непонятна суть обвинения в злоупотреблении полномочиями. Первоначальный вымысел о хищении потерпел фиаско – АФМ не смогло ничего найти и переквалифицировало подозрение. Сохранив версию о “нерабочей платформе”, АФМ не придумало ничего лучше, чем обвинить Биртанова в стремлении извлечь выгоду для себя и компании ЭНТ, а точнее, в “продвижении личного имиджа и позиционировании себя в качестве эффективного руководителя, который своевременно и качественно выполняет поручения руководства страны и реализацию госпрограммы”. То есть АФМ за уши подтянул другую коррупционную статью для продолжения преследования Биртанова.

Биртанова судят не “за что-то”, а потому что того, видимо, хотят АФМ, Генпрокуратура и, возможно, кто-то еще.

Казахстану грозит международный скандал?

– Однако следствие уверяет, что Биртанов похитил несколько миллионов долларов из бюджета во время внедрения этой платформы. Как вы это прокомментируете?

– Это полный бред, признанный АФМ. За 14 месяцев следствия, включая тотальную слежку, обыски, допросы всей семьи и окружения Биртанова, следствие не обнаружило ни одного факта незаконного присвоения денег, повышения благосостояния Биртанова и членов его семьи.

При этом проверки были не только по событиям, связанным с платформой, но и со всей деятельностью Биртанова во главе минздрава с 2015 года, включая масштабные проверки во всех подведомственных организациях. В итоге от выдуманной наспех версии хищения следствие было вынуждено отказаться и судорожно перешло на подозрение в злоупотреблении полномочиями.

– По версии АФМ, компания не выполнила свои контрактные обязательства, вместе с тем ЭНТ продолжает сопровождение платформы в соответствии с контрактом до 5 ноября 2021 года. Может ли это стать причиной ее обращения в международной арбитраж?

– Очевидно, что может. Это связано с тем, что контракт заключен по правилам Всемирного банка и предусматривает рассмотрение споров в арбитражном международном суде. И об этом компания неоднократно предупреждала минздрав и даже направляла письмо нашему Президенту, которое не было ему доставлено, а по непонятным причинам застряло в недрах правительства. Елжан БИРТАНОВ: Будет ли правительство Казахстана судиться с “Ericsson”?

В июле 2021 г. в Нур-Султан прибыла группа экспертов ЭНТ, которая подтвердила готовность платформы. Несмотря на это, минздрав, с подачи АФМ и в нарушение контракта, начал процесс изъятия банковской гарантии в 0,5 миллиона долларов США. Это вызвало ожидаемое возмущение ЭНТ и руководства Республики Хорватия.

В связи неоднократными обращениями руководства ЭНТ в правительстве РК данный вопрос обсуждался несколько месяцев. Мы получили всю переписку, которая это подтверждает. В этих письмах наш МИД и минюст пытаются убедить бывшего премьер-министра А. Мамина, что арбитражные разбирательства бесперспективны для минздрава, приведут к затратам, “сопоставимым со стоимостью всего контракта” (более 17 миллионов долларов США) и нанесут ущерб казахстанско-хорватским отношениям, и рекомендуют решить все споры мирным путем. Но это не устраивало АФМ и минздрав. В итоге гарантия была изъята, а 26 ноября 2021 г. Казахстаном была получена официальна нота протеста МИД Хорватии.

По нашей информации, МИД Хорватии требует объяснений от нашего правительства, а ЭНТ готовится к международному судебному разбирательству.

Эта ситуация серьезно усугубилась тем, что 28 января 2022 г. нам всем и ЭНТ стало известно о совершенно невероятном событии – в суде прокурор заявил, что в АФМ завели уголовное дело на представителей ЭНТ по подозрению в мошенничестве! Руководство ЭНТ уже заявляло ранее об огромном репутационном ущербе ЭНТ и экономическим интересам Хорватии, который наносит это уголовное дело. Теперь еще и подозрение в мошенничестве. Это, конечно, ударит бумерангом по Казахстану.

Прокуроры рассматривали жалобы на самих себя

– Вы, как адвокат, требовали привлечь к ответственности лиц, незаконно начавших и продолжавших в отношении Биртанова уголовное преследование…

– Да, мы неоднократно обращались с жалобами в Генпрокуратуру, Совет Безопасности, парламент, Администрацию Президента и к самому Президенту Токаеву с указанием всех грубейших нарушений закона при расследовании и нарушении прав Биртанова. Однако все наши жалобы возвращались к тем же прокурорам Генеральной прокуратуры Шалабаеву, Талканбаеву и Жарспаеву, “осуществляющим надзор” за этим делом. Они весьма “эффектно” сами рассмотрели жалобы на самих себя, не обнаружив в своих действиях никаких нарушений.

Я, как адвокат, настолько стал им костью в горле, что на меня они возбудили 2 уголовных дела по воспрепятствованию правосудию и разглашению данных следствия… Формулировки преступлений настолько были абсурдны и смехотворны, что прокуратура не дала им идти дальше позориться.

Биртанов и особняки

– В одно время в СМИ был вброс информации о том, что у Биртанова и его близких родственников есть недвижимость за рубежом, также у его родственников имеется вид на жительство в иностранных государствах. Так ли это?

– Это еще одна запущенная откровенная ложь для поддержания падающих штанов обвинения. Даже не постеснялись видеоролик изготовить, деньги, возможно, потратили на это бюджетные. Елжан Биртанов и его семья не владеют недвижимостью за рубежом, так же, как и не обладают видом на жительство в иностранных государствах.

На суде по данному вопросу выступил брат Биртанова – Ержан, который публично опроверг эту ложь. Он заявил, что с 2000 года по февраль 2021 года, являясь гражданином РК, работал и проживал в Вене, где на честно заработанные деньги и в кредит приобрел квартиру. При этом он, являясь дипломатом-международником, занимал ответственные позиции в ОБСЕ, ОДВЗЯИ и МАГАТЭ. В феврале 2021 г. Ержан Биртан вернулся в Казахстан для поддержки защиты своего брата и проживает в данное время с семьей в г. Нур-Султане.

Мы, защитники, даже предоставляли соответствующие документы от судебных властей Австрии, подтверждающие, что у Биртанова и членов его семьи нет и никогда не было недвижимости в этой стране, тогда как в фейковом ролике были показаны 2 замка в Австрии. Причем известные достопримечательности – музей Вилла Гермес в Вене и замок Графенегг в Нижней Австрии.

По факту вброса этой информации именно в день объявления о завершении расследования Биртанов обратился в департамент полиции г. Нур-Султана с соответствующим заявлением. Однако в итоге это его заявление было через прокуратуру направлено в АФМ и там списано в архив.

Биртанов не хотел заражать премьера

– Следствие также обвиняет Биртанова в том, что тот после рабочей поездки в Тараз с членами кабмина решил вернуться в Нур-Султан на отдельном борте санавиации, чем якобы принес существенный ущерб бюджету страны. Но если бы он полетел вместе с членами правительства, то его, наоборот-таки, обвинили бы уже в умышленном заражении?

– Полагаю, абсолютно так и не иначе. Поскольку дело о платформе начало проваливаться, встала задача обвинить Биртанова хоть в чем-нибудь. Но Биртанов – не просто чиновник и менеджер, он все-таки врач с большим опытом. Чувствуя признаки болезни, но имея на руках сомнительный ПЦР-тест, он по согласованию со своим непосредственным руководителем – экс-премьер-министром Маминым – принял единственное верное решение: возвращаться в столицу отдельно от правительственной делегации, бортом санитарной авиации. Таким образом, он, скорее всего, предотвратил их заражение коронавирусом, так как его диагноз был подтвержден. Подчеркну, что он обязан был вернуться в тот день, так как находился в служебной командировке, по приказу руководства. По возвращении он сразу прибыл на работу, принимая все меры предосторожности, и продолжил руководить оперативным штабом при МЗ по борьбе с коронавирусом, будучи уже больным, а после работы его забрала скорая помощь.

Если следовать логике АФМ, если Биртанов был злостный коррупционер и злоупотребитель полномочиями и думал только о себе и личной выгоде, то почему он не полетел обратно из Тараза в столицу со всей группой коллег-министров в сопровождении премьер-министра на комфортабельном правительственном борте в тот же день, практически в то же время?

Кто стоит за криминальным фармбизнесом?

– Биртанов обвинил сотрудников АФМ в фальсификации уголовного дела против него в интересах неких людей, курирующих фармацевтический бизнес в стране. Можно об этом подробнее?

– Биртанов поддержал ранее озвученное заявление Абишева о наличии коррупции в сфере лекарственного обеспечения и о возможной связи этой коррупции с появлением дела о платформе.

В соответствии с законом, они, как подозреваемые, имеют право на заявления, в том числе о возможных преступлениях и фактах нарушения закона. Но сбор имеющихся доказательств – это прерогатива только правоохранительных органов. Это их прямая обязанность. Мы считаем, что заявления и факты, озвученные Биртановым и Абишевым, требуют незамедлительной полноценной проверки и расследования, как того требует закон. Отсутствие реакции на эти заявления, а значит, отказ от проверок и расследования уже может означать многое.

Алматы