Генеральный директор Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев считает, что такие меры по сдерживанию цен не принесут ощутимого результата, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Только за последний год, по данным бюро нацстатистики, пищевые продукты подорожали на 13,5 %. Наибольший рост цен показал рис — он подорожал сразу на 44,3 %, капуста прибавила в цене на 27,5 %, мясо подорожало на 11 %. А если сравнить стоимость овощей и мяса с доковидным 2019-м, то можно увидеть, что цены увеличились в 2-3 раза.
Сразу уточню, что четыре года назад я начала фотографировать ценники в супермаркетах и записывать данные в таблицу. Именно в августе 2019 года Министерство национальной экономики обозначило 10 товаров, за ценами которых будет вестись усиленный контроль (лук, морковь, картофель, свекла, рис, мука, конина, баранина, говядина и хлеб). Для удержания цен были выработаны новые инструменты — ограничение торговых надбавок и предоставление оборотных средств в обмен на удержание цен. Но не получилось. Несмотря на все усилия со стороны правительства, цены росли, как на дрожжах.
Вот и сейчас вроде лето – время урожая, а капуста с рисом дорожают, вслед за ними растет в цене мясо. Того и гляди, голубцы в Казахстане станут деликатесом.
Как правительство пытается обуздать цены
Что делается для недопущения роста цен, мы попытались выяснить в министерстве торговли и интеграции. В ответе на наш запрос за подписью вице-министра Кайрата Балыкбаева указано, что в «в 2022 году устанавливались запреты на вывоз сахара, поголовья крупнорогатого (КРС) и мелкорогатого (МРС) скота, картофеля, моркови, а также были введены количественные ограничения (квоты) на вывоз пшеницы, муки пшеничной, семян подсолнечника и масла подсолнечного. В 2023 году были установлены запреты на вывоз лука репчатого, установлены количественные ограничения (квоты) на вывоз крупного и мелкого рогатого скота (бычков и баранчиков), запрет на вывоз маточного поголовья крупного и мелкого рогатого скота, а также введена экспортная таможенная пошлина на вывоз семян подсолнечника». При этом представители министерства уточнили, что данные меры носили ограниченный срок действия, не превышающий 6 месяцев.
Что касается цен на овощи в период межсезонья, то в январе-июне их контролируют на ежедневной основе так же, как и объемы реализации. Как указано в письме, «в результате первой инвентаризации, проведенной в марте текущего года, на местах были созданы рабочие группы в составе представителей департамента торговли и защиты прав потребителей регионов, акиматов и СПК регионов. По итогам проведенных комиссионных осмотров складов составлены акты визуального осмотра овощной продукции. Общий объем сформированных запасов в рамках действующих механизмов стабилизации цен на текущее межсезонье составлял 139,4 тыс. тонн. Из них для сдерживания сезонного роста цен на рынок были выпущены овощи (картофель, морковь, лук, капуста) в объеме 118,6 тыс. тонн. Реализация сформированных запасов осуществлялась через торговые точки-партнеры СПК регионов в количестве 1138 торговых объектов».
Не забыли упомянуть и про работу ярмарок. Например, в Кызылординской области в июне состоялась ярмарка риса. В ней приняли участие представители социально-предпринимательских корпораций и бизнеса со всех регионов страны, подписав меморандумы и договоры на поставку риса по всей стране в объеме более 7,6 тыс. тонн на сумму 3 млрд тенге.
В письме также указано, что производителям социально значимых товаров, имеющих наибольший вес в общем индексе цен, будет оказываться господдержка. Для этих целей уже «разработан механизм выдачи займов производителям в рамках оборотной схемы». Их продукция будет приобретаться в запасы стабфондов исключительно на условиях фиксации как закупочных, так и розничных цен на весь срок действия договора.
Новый взгляд на рыночные методы
Генеральный директор Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев считает, что эти меры ни к чему не приведут.
«Есть две причины роста цен – дефицит товаров и спекуляция. Дефицита социально значимых продуктов питания в Казахстане нет. Если он и бывает, то сезонный. Что касается мяса, то у нас его профицит. В розничной цене на мясо цена производителей составляет всего 60 %, остальное – это накрутка посредников. Что с этим делать? Нужно уменьшать цену рыночными методами. Для этого в каждом городе можно организовать площадку, на которой бы продавали дешевое мясо. Все посредники участвуют в неформальном сговоре: если они определили цену на мясо в 2800 тенге за кило, то ниже она уже не упадет. Оптовые цены растут и снижаются, а розничные – только растут, потому как у перекупщиков есть «цеховая» солидарность. Что мы предлагаем? Если в каждом крупном городе будет коммунальный рынок с бесплатной арендой торговых мест, и фермеры будут продавать там свою продукцию с обязательством по накрутке, допустим, не более 5 % от оптовой цены, то проблема решится. Это то же самое, что ярмарки, но на постоянной основе. На ярмарку могут приехать посредники и скупить все мясо. Если это будет постоянно действующий рынок, который будет продавать не меньше 25 % от общего объема потребления города, тогда по законам рынка другие базары, магазины и супермаркеты вынуждены будут подстроиться под эти цены, чтобы не обанкротиться», — предлагает он.
Есть еще один важный момент — людям должно быть удобно покупать продукцию на фермерском рынке. По мнению Максута Бактибаева, располагаться он должен в городе, а не где-нибудь в пригороде, чтобы людям было удобно эту продукцию покупать.
«Это единственный более-менее рыночный подход. Все остальное — нерыночные методы, которые ведут к дальнейшему удорожанию продукции. Этот опыт давно есть в других странах. Кому надо, поедет на фермерский рынок, кому не надо – купит в дорогом магазине. К примеру, в Астане есть супермаркеты, где мясо стоит 5 тыс тенге, и его покупают. Потому что, людям без разницы, сколько оно стоит, они хорошо зарабатывают», — считает генеральный директор Мясного союза Казахстана.
При этом он уверен, что ограничение вывоза мяса приведет к тому, что этот продукт будут меньше производить, и в конечном итоге он подорожает.
«Оптовые розничные цены никоим образом не коррелируют с розничными ценами. Чем выше розничная цена, тем больше маржа посредника. Только конкуренция может помочь. Только наше правительство действует по принципу «ночь простоять и день продержаться», — прокомментировал он.
Господдержка производителей и контроль за ценами со стороны всевозможных комиссий, по его мнению, тоже не принесут ощутимых результатов
«Все эти комиссии – имитация бурной деятельности. Так это не работает. Надо понимать, как товар производится и куда идет», — негодует он.
По словам Максута Бактибаева, к концу года стоимость мяса снова может повыситься.
«В рамках инфляции мясо будет дорожать. Что делается для того, чтобы оно дешевело? Развивается кормопроизводство, привлекаются инвестиции? Ничего нет. Наоборот, сократили господдержку, экспорт мяса. А значит, снижения цен не предвидится», — подытожил он.