За ценой не постоим? Сколько “съедает” бюрократия - Караван
  • $ 514.93
  • 536.04
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
За ценой не постоим? Сколько “съедает” бюрократия

За ценой не постоим? Сколько “съедает” бюрократия

Более 5 триллионов тенге теряет казахстанский бюджет из-за бюрократических проволочек ежегодно. Почему так происходит и когда госслужащие перестанут возить госпрограммы “Газелями”, пытались разобраться на этой неделе эксперты.

  • 13 Ноября 2018
  • 712
Фото - Caravan.kz

Требуется грузчик для чиновников

– Одна из главных проблем Казахстана – это бюрократия, которая есть в системе государственного управления. От этой бюрократии страдают не только население и бизнес, но и сами чиновники, поскольку госорганы находятся в ситуации, когда принятие решений крайне замедлено. Это, естественно, отражается на реализуемых ими задачах. По нашим расчетам, ВВП страны в абсолютном выражении мог бы быть на 5–7 триллионов тенге больше, если бы не происходило затягивание выделения средств на обозначенные в бюджете проекты, – в самом начале форума стратегических инициатив рассказал об одном из главных вопросов встречи старший партнер Центра стратегических инициатив (CSI) Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ.

Программы, концепции, стратегические планы и прочие важные документы в Казахстане есть в каждой отрасли экономики, в каждой территориальной единице…

Как посчитали эксперты, одних только ключевых программ у нас на 5 300 страниц, в них отображены 3 200 индикаторов. Чтобы просто прочесть все эти талмуды, не прерываясь на еду, сон и прочие естественные потребности, человеку необходимо 160 часов.

А сколько времени такие документы пишутся?

– Возьмем в пример формирование трехлетнего бюджета. Этот громоздкий процесс занимает два года. 9 месяцев уходит на формирование бюджета, 6 месяцев – на уточнения и изменения, процесс выделения – 2 месяца. В конце второго года деньги доходят до мест. Сам Президент три раза подписывает бюджет, правительство вовлекается 9 раз, различные госорганы – свыше 20 раз, – рассказывает о том, как создается один из самых главных и регулярных документов страны, директор CSI Бахытжан САРКЕЕВ.

При этом, как отмечает эксперт, цифровизация сюда пока не дошла, все бюджетные заявки и программы распечатываются и передаются из одного госоргана в другой лично.

Доходит до смешного: минобр, у которого 23 бюджетные подпрограммы, каждая страниц на 300 примерно, в дни сдачи документации в минфин нанимает “Газель”, чтобы перевезти все бумаги.

Мне снизу видно всё

– Одной из причин бюрократии является громоздкость и сложность системы стратегического и бюджетного планирования. Ключевые проблемы здесь, на мой взгляд, такие: система принятия решений в госорганах чересчур централизована. Вторая – это как госорганы, так и госслужащие стараются избегать ответственности.

Устанавливают выгодные для себя индикаторы, которые легко достичь, и усложняют процесс.

Следующая проблема: постоянный конфликт интересов между разными структурами, то есть госорганы не пытаются при решении социально-экономических задач взять ответственность, наоборот, максимально себя пытаются оградить, – перечисляет причины ситуации Бахытжан Саркеев. Эффектность бьет эффективность: как неясно поставленные цели вредят казахстанским госпрограммам

В то время как на Западе существуют для каждого госоргана 8–9 индикаторов, в Казахстане – в разы больше. При этом не всегда требования подкреплены полномочиями. В итоге складывается ситуация, когда и госпрограмма не выполнена, и наказывать некого.

Поэтому многие эксперты сходятся во мнении, что как можно больше полномочий и контрольных функций надо спускать на низшие уровни.

– Простой пример: акима района я могу увидеть минимум три раза в месяц, а министра – от силы три раза в год. Естественно, аким лучше видит недоработки на местах, его сложнее обмануть. Поэтому, я считаю, ключевые полномочия вместе с ресурсами должны переходить на низшие уровни, – говорит бизнесмен Маргулан СЕЙСЕМБАЕВ.

Нас не догонишь!

Политолог Саясат НУРБЕК отмечает, что вся казахстанская модель госслужбы вместе с внедряемым нынче принципом проектного управления безнадежно устарела.

Мир меняется настолько стремительно, что программные документы, а уж тем более долгосрочные стратегии, за ним просто не могут успеть.

– Сейчас есть тенденция ухода от стратегических планов в сторону сценариев и краткосрочных стратегий. Это активно применяется в бизнесе. Задача ставится на сжатые сроки, не удается ее достичь – переходим к иному сценарию. Да, мы таким образом теряем какие-то средства, но это в любом случае дешевле, чем, к примеру, 3 года работать над стратегической задачей на пятилетку, а потом признать, что она уже неактуальна в мире, – говорит он.

Успеха как в бизнесе, так и в других отраслях, как отмечает эксперт, достигает не тот, у кого много идей, а тот, кто первым сможет монетизировать эту идею.

Но в казахстанских реалиях госуправления достичь скорости принятия решений очень сложно: заложенный как базовый принцип взаимоконтроля ветвей власти так и не стал рабочим инструментом.

– Этот дисбаланс мы вынуждены компенсировать ужесточением контрольных процедур. Вот, например, сидит министр, он контролирует целую отрасль экономики, он, может, видит конкретную проблему, которую надо срочно решить, но не может просто так нанять сильного в данном вопросе специалиста и сказать: “Заплачу тебе столько-то, но ты мне в такой-то срок реши эту проблему!”. В итоге жесткость государственных процедур не позволяет чиновникам своевременно решать даже насущные проблемы, – говорит Саясат Нурбек.

По его мнению, одна из причин ситуации – доминирование формальных институтов над неформальными.

– Так как у нас механизм работы формальных институтов прописан плохо, а неформальных – вообще не развит, мы вынуждены все четче и четче прописывать правила игры и регулировать. Поэтому главное, что нам нужно всем понять, это как достичь такого баланса, при котором желание все проконтролировать не перебивает главную задачу – решить какую-либо проблему, – уверен политолог.

Убрать нефть с горизонта планирования

В то же время, как считает экономист Ораз ЖАНДОСОВ, казахстанские чиновники могли бы существенно снизить бюрократию, если бы перестали привязывать все госпрограммы к нефти, инфляции или курсу валют. Приключения “иностранки” дома: как "мучили" россиянку с видом на жительство в Казахстане наши бюрократы

– Ключевая фраза, которую надо запретить в госпрограммах, чтобы снизить бюрократию, это “подлежит корректировке с учетом трехлетнего бюджета”. Есть вопросы инфляции и изменения цен, но в мире, в том числе и в Казахстане, существуют способы нивелирования этих факторов. Для нивелирования нехватки бюджетных доходов у нас есть Нацфонд, – говорит он.

Как уверен экономист, госпрограммы должны писаться под конкретные нужды отрасли, и с изменением внешней конъюнктуры эти нужды особо не меняются. А раз так – то чего там каждый год переписывать? Надо исполнять и следить за достижением целевых индикаторов.

Впрочем, не исключено, что уже в ближайшие годы все эти дискуссии станут неактуальными. По прогнозам CSI, вскоре Казахстан может вернуться к экономическим реформам начала 2000-х годов, вступит в фазу техногенных катастроф, внешний долг страны превысит 200 процентов ВВП, а список казахстанского “Forbes” обновится на 90 процентов. Эксперты презентовали 10 неожиданных сценариев, так называемых “черных лебедей”, которые могут “прилететь” к нам. Как подчеркнул Олжас Худайбергенов, вероятность исполнения какого-либо из этих сценариев – не более 1 процента, но задуматься стоит.

Астана