Всё дело в тапках: как в условиях "короны" строит бизнес сельская мастерская по войлоку - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Всё дело  в тапках: как в условиях "короны" строит бизнес сельская мастерская по войлоку

Всё дело в тапках: как в условиях "короны" строит бизнес сельская мастерская по войлоку

Ручная работа и виртуальные продажи – по такому рецепту в условиях “короны” строит бизнес маленькая сельская мастерская по войлоку. Инициатива не наказуема.

  • 2 Февраля 2021
  • 877
Фото - Caravan.kz

Мини-производство Татьяны ЧУЧУПАЛОВОЙ в поселке Верх-Березовка занимает часть этажа, когда-то спроектированного под гастроном. Всё оборудование – это небольшая чесальная машина, деревянные емкости и валики. “Никакой химии, – утверждает глава мастерской. – Весь секрет – в золотых руках девочек”.

Сегодня хендмейд в виде тапочек, шляпок, беретов, сумок расходится по всему Казахстану и за его пределами. А начиналось всё с мастер-класса, на который Татьяну в свое время завлекла ее инициативная тетушка. У девушки в это время складывалась типичная карьера с рабочим днем в офисе и стабильной зарплатой. Сейчас ей даже удивительно, как она осмелилась отказаться от спокойной понятной должности ради рискованного свободного плавания.

– Что-то подглядывала в роликах в Интернете, что-то узнавала методом проб и ошибок, – говорит Татьяна. – Сначала делала только для себя, потом в подарок друзьям и родным. Ходила на все тренинги и курсы, которые предлагали акиматы и палата предпринимателей. Некоторые там сидели, лишь бы отбыть время, а мне реально нужны были знания, как составить тот же бизнес-план или продвинуть товар.

На одном из таких занятий начинающая рукодельница услышала о конкурсе бизнес-идей от ПРООН в Восточном Казахстане. Ей дали шанс открыть свой мастер-класс, включили в программу стажировки в Бишкеке, Шымкенте, Таразе.

– У нас была возможность поучаствовать в ярмарках в столице, – вспоминает рукодельница. – Мы побывали в домах моды. Каждый раз приходили какие-то новые знания в технологии или дизайне. Я училась сама и учила других.

Визитки, контакты

Первый год практически весь объем уходил по заказам, сделанным онлайн. Стартовая партия вообще целиком ушла в Новосибирск. А когда появились аккаунты в соцсетях, начали поступать заявки от земляков, разъехавшихся по всем регионам, и даже из-за океана.

– Нам указывают модель, размер, количество, – поясняет мастер, – а мы отправляем по почте.

Значительная доля продаж, как правило, приходилась на традиционные ярмарки по праздникам и в выходные в областном центре и соседних городах. Попутно работницы мастерской раздавали визитки с контактами, выслушивали пожелания.

По словам Татьяны, всем было выгодно: акиматы ставили галочку в отчетах по работе с малым бизнесом, а ее небольшое предприятие расширяло клиентскую базу.

Два года назад рукодельнице предложили выставить свой ассортимент в магазине ремесленных изделий в Усть-Каменогорске. И оказалось, что постоянная стационарная точка – это выгодно.

– Онлайн-продажи – не самый надежный канал, – отмечает предприниматель. – Часть клиентов отпугивает, что почтовые посылки долго идут. Кто-то боится, что товар по дороге может потеряться. А свой отдел – это соответственно постоянный круг покупателей.

Владелица мастерской начала искать возможность самостоятельной аренды бутика. Зимой 2020-го в Усть-Каменогорске как раз открылся новый торговый центр, февраль – март мастерская в нем поторговала, но магазин закрылся в связи с введенным чрезвычайным положением. Ярмарки, дававшие значительную часть выручки, закрылись. Онлайн-заказы просели вместе с забуксовавшими почтовыми отправлениями.

– Такое состояние было, – рассказывает Татьяна, – я просыпалась утром и хваталась за голову: “Что делать?”. Хорошо, у нас с мужем довольно большой земельный участок. Мы посадили огурцы и возили их на продажу как экопродукцию. Так и выживали.

За тридевять земель

Свой ассортимент верхберезовцы нарабатывали путем проб и ошибок. Ставку сделали на абсолютную натуральность, включая цвет. Например, те же тапочки валяли бежевыми, коричневыми или серыми в зависимости от сорта шерсти. От использования красителей отказывались. Однако едва дошло до продажи, товар не пошел. Покупатели смотрели изделия, щупали и… откладывали со вздохом: “Что-то они у вас серенькие, вы бы их приукрасили”.

– Наши женщины любят с цветочками, бантиками, узорами, что-то такое, чтобы радовало глаз, – улыбается Татьяна. – Может, сказывается долгая зима, хочется красок. Сегодня у нас 18 основных цветов, много дизайнерских наработок, мы можем выбирать. Хорошо, например, расходятся изделия с казахским национальным орнаментом.

Часто идеи подсказывают сами заказчики. Как-то пришел клиент и попросил домашнюю обувь в стиле хаки. Умелицы попробовали разные варианты, предложили заказчику – понравилось. Решили выпустить партию, и она выстрелила. Так в постоянном ассортименте появились тапочки для “настоящего полковника”.

Верхберезовцы используют фабричную шерсть, которую везут из Тараза, за 1 600 километров.

Понятно, что это накладные расходы. По словам Татьяны, они пробовали покупать сырье у местных хозяйств, но ничего не вышло. Для ручной работы нужна первосортная шерсть от овец-мериносов, мягкая и длинная. Такую состригают со спины и боков овечек, куда попадают прямые солнечные лучи. Можно использовать кросс-брит, грубоватый сорт, подходящий для объемных форм, например, цветочков или шляпок. Но в Восточном Казахстане, где занимаются только мясными породами, и такого не найти.

Подготовка сырья – длительная и трудоемкая процедура. После стрижки его сортируют, чистят, моют, выдерживают часами в воде с концентрированной содой, отбеливают, сушат. В итоге после удаления грязи и жира от общей массы остается примерно треть.

– Поэтому мы привозим готовую белую шерсть и сами красим, – поясняет предприниматель. – Для нас это на порядок дешевле, чем если бы мы покупали окрашенное сырье. Когда стало ясно, что мы хотим не пару тапок в день делать, а больше, мы поняли, что не обойтись без чесальной машины. Я написала письмо в ПРООН, и нас поддержали.

Самая востребованная продукция верх-березовских умельцев – тапочки.

О планах Татьяна Чучупалова говорит с осторожностью. Пандемия не закончилась, что будет завтра, никто не знает. Хорошо уже хотя бы то, что мастерская не стоит, работает.

– Мы занимаемся делом, от которого сами получаем удовольствие, – заключает хозяйка мастерской. – Очень хотим, чтобы наши тапочки были в каждом доме.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК