Продашь третий раз – умрешь…
Кумысжан Мукашева врачует людей через музыку больше 20 лет. Но прежде сегодняшняя героиня “КАРАВАНА” из Павлодарской области, ныне живущая в Астане, прошла интересный путь, на котором встречались и испытания, и знаки свыше.
В школе девочка Кумысжан, дочь чабана, самостоятельно научившаяся играть на домбре, мечтала стать банкиром.
– А еще я хотела получить профессиональное образование по классу домбры, но в музыкальную школу меня согласились взять при условии, что поступлю на отделение кобыза – как раз приезжал новый педагог. Я согласилась и стала обучаться в двух классах параллельно, – рассказывает Кумысжан.
Кобыз девочке сразу не понравился – инструмент было неудобно держать в руках, после игры на нем болели пальцы, ногти становились синими. Обучение в училище пришлось на начало 90-х, и школьницу озадачили покупкой инструмента за 14 тысяч тенге – целое состояние по тем временам.
– Ради меня папа зарезал свою любимую кобылу, выручив за нее только половину суммы и пообещав через полгода найти оставшиеся 7 тысяч. И вот ночью в комнату в общежитии, где я тогда жила и училась, стучится Мейрамгуль. Старшекурснице пришлось прервать обучение игре на кобызе – у нее болели руки, и она предложила мне купить инструмент за 7 тысяч. На следующее утро я, радостная, понеслась к педагогам, которые не разделили моей радости, – как выяснилось, мне следовало купить инструмент у них. Такая вот коррупция на школьном уровне, неучастие в которой обернулось для меня конфликтами, занижением оценок, постоянными пересдачами – несмотря на мою чистую игру – и стрессами для детской психики. Не знаю, чем бы это закончилось, но воспитатели нашли выход и отправили меня в академотпуск, – вспоминает наша героиня.
Кумысжан решила продать кобыз, отучиться в вечерней школе и забыть о музыке.
– Первая попытка продажи закончилась обмороком, меня увезли с подозрением на менингит. Второй раз я сломала ключицу. В ожидании операции накануне Нового года сидела дома, когда к нам пришел родственник, Есен-ага, известный костоправ. Он сказал: “Если попытаешься продать кобыз третий раз – умрешь…” За 7 дней Есен-ага вылечил мой перелом. И тогда же я узнала, что сакральные знания приходят через переломы костей, – говорит Кумысжан.
Мелодия Космоса
С того времени наша героиня начала лечить людей с прима-кобызом. Так называется четырехструнный инструмент, адаптированный к воспроизведению классической музыки.
– Это еще раз доказывает существование древней генетической памяти, ведь лечила я именно двумя струнами из четырех – соль и ре, как это делали наши предки. Со временем свыше ко мне пришли остальные кобызы – двухструнные кыл-кобыз и нар-кобыз. В этом тоже есть символика: духовный путь начался в юности с прима-кобыза, потом я обрела зрелость в виде нар-кобыза и кыл-кобыза, – говорит Кумысжан.
Примечательно: когда девушка в училище играла на инструменте по нотам, инструмент автоматически расстраивался. – А стоило отбросить нотные тетради и настроиться на музыку ветра, земли и других стихий, как все получалось. Народная духовная практика кобызотерапии унаследована нами от самого Коркыта-ата – великого акына и композитора, создателя кобыза. Нашим предкам не нужны были ноты – энергия Космоса рождала мелодии. Кобызом исцеляли даже безумных людей! В свое время этот вопрос осторожно поднимали Шокан УАЛИХАНОВ, Алькей МАРГУЛАН. Знания о том, как исцелять, приходят через дух предков, через родовое основание. Этот дар есть у каждого из нас, его лишь нужно развивать, – говорит Кумысжан.
Сейчас, отмечает она, во всем мире востребована психотерапия, основанная на музыке, причем музыке этнической, которая способна полностью воздействовать не только на сознание и подсознание человека, но и на дух, и душу.
– Об этом прекрасно знали наши предки, использовавшие кобыз в шаманской практике. Воспроизведение музыки происходило как естественный природный процесс считывания энергии, которая нас окружает, – энергии воды, ветра, животных. Доподлинно известно, что звуки кобыза помогали справляться с природными стихиями, огромными стадами лошадей – животные чутко реагировали на звук. Каждый раз, когда я играю на кобызе в родных краях на павлодарской земле, прилетают беркуты, средь бела дня может показаться звезда… – говорит наша героиня.
Всё есть лекарство – дело в дозе
Принцип благотворного воздействия на физическое и психологическое состояние человека заключен в инфразвуках, говорит наша собеседница. Этой теме магистр педагогики и психологии посвятила работу “О психофизиологических, биологических и этнокультуральных аспектах применения метода кобызотерапии в программах музыкальной психокоррекции и оздоровления”.
– Гиппократ говорил: всё есть лекарство, и всё есть яд – дело в дозе. Так и инфразвук: в больших дозах он считается вредным, как оружие психологического уничтожения его используют спецслужбы. Но в определенной концентрации инфразвук целителен. Это доказано клинически. А лечебное воздействие инфразвука кобыза подтвердили итоги исследований в Европе в 2012 году. Ученые изучали воздействие различных видов музыки – классической, хоротерапии, вокалотерапии, кобызотерапии на клеточном уровне in vitro. Когда включили мой диск “Қыл қобыздың шипасы” (“Мистицизм звука кобыза”), кровь в пробирках полностью поменяла состав и обновилась, – рассказывает Кумысжан.
Руководитель исследовательской группы, президент Европейской академии музыкальной терапии (ЕАМТ) Сергей ШУШАРДЖАН подтвердил, что “прямое воздействие акустическими сигналами кобыза вызывает разнонаправленные изменения в биохимическом и морфологическом составе крови”. Также профессор отметил, что полученные результаты могут найти применение в экспериментальной и клинической медицине, для чего необходимы дальнейшие, более углубленные исследования.
Слышат даже глухонемые
Свою авторскую методику Кумысжан апробировала в Павлодарском реабилитационном центре для наркоманов, до этого – в кабинете психолога в городской поликлинике.
– Кобызотерапия убирает зависимости от психоактивных веществ, в том числе наркотиков. Любая зависимость – алкогольная, наркотическая, пищевая, игромания – это блок, который находится в подсознании, когда человек эмоционально “застревает”. Почему многие методики избавления от зависимостей неэффективны? Потому что они нацелены на следствие, а не на причину. Если нет гармонии в душе, то не будет гармонии в уме и теле, это очень опасно – человек может впасть в состояние непонятия и неприятия. А кобыз гармонизирует внутреннее состояние, убирая эти блоки, – подчеркивает наша собеседница.
Причем, признается Кумысжан, она лишь исполняет роль проводника.
– В самом кобызе заложена генетическая информация наших предков, всего мироздания, Космоса, которую я воспроизвожу посредством звуков. А на сеансах кобызотерапии выстраивается диалог древней этнической музыки с духом пришедшего ко мне человека. Через этот диалог и гармонизируется внутреннее состояние, уходят обиды, переживания, “застревания”, ненужная информация. Человек становится самим собой от природы, какой он есть, – от духа. Уникальность кобызотерапии еще и в том, что звук инструмента слышат даже глухонемые, – говорит Кумысжан.
По словам нашей героини, в России, Америке и Европе сегодня заинтересованы в развитии различных направлений музыкотерапии, в нашей же стране слишком много бюрократизма.
– Не хочу никого обижать, но инновации в Казахстане воспринимаются с трудом. Госорганы, к которым я обратилась с целью запатентовать свои методики, дважды отказывали. Ссылаются на то, что в мире нет другой подобной кобызотерапии практики, и им, мол, не на что опереться при выдаче документации. Но ведь в этом и есть суть инноваций – новизна! И мне не хочется, чтобы кобыз прислуживал чиновникам – он должен служить народу, ведь это наше наследие, наш исконно духовный инструмент, – говорит Кумысжан.
Генетический код
И пока бюрократы изобретают очередные шедевры бумаготерапии, наша героиня продолжает успешно применять кобызотерапию. Аудитория разная – молодежь, метущаяся в поисках своей профессии, бизнесмены, переживающие за проекты, и госслужащие, снимающие напряжение.
– На мои сеансы приходила стеснительная девушка корпулентной внешности, которая не могла определиться с выбором специальности. После кобызотерапии она призналась, что во время звучания музыки видела себя знающей три иностранных языка и в качестве политика! Помогает кобыз и налаживанию деловых связей. Даже грузы, следующие через Украину в Европу и по другим путям, сопровождаются его музыкой! Для каждого клиента или организации я записываю отдельный диск с мелодиями кобыза, которые рождаются в ходе наших сеансов, – рассказывает Кумысжан.
Кобызотерапия дает ответы и тем, кто стоит на грани развода.
– Нередко люди не знают своих отцов – родители разводятся, и ребенок лишается базовой безопасности родового основания, не знает своих корней. А ведь знать предков до седьмого колена – жетi ата – должен каждый казах. И кобызотерапия помогает человеку осознать свои корни. Это важная составляющая любой нации. Кстати, сейчас внимание мировых исследователей приковано к изучению генетических кодов, – отмечает Кумысжан.
Отдельное направление, которое хотела бы развить наша героиня, – музыкальная терапия в перинатальной психологии.
– С родами связаны многочисленные страхи – необоснованные и навязанные, и кобыз способен избавить наших женщин от них. А что может быть важнее вопроса здоровья нации?.. Сегодня часто употребляется термин “трансформация сознания”, но без гармонизации духовного состояния никакая трансформация невозможна. Другой модный тренд – массовое европеизирование по Фрейду и Юнгу. Это не то чтобы плохо, но эти направления нужно штудировать, не все в них подходит нашей ментальности. Надо поднимать вопрос национальной психогигиены, возвращать людей к основам, традициям, религии. И кобызотерапия этим как раз и занимается, ведь кобыз – это духовный исцеляющий инструмент. Мы способны услышать наши души через звуки кобыза. Как это делали баксы в прежние времена, само слово “баксы”, кстати, означает “пасущий человеческие души”. А противопоказаний к кобызотерапии абсолютно никаких нет, ведь человек черпает энергию исцеления изнутри через раскрытие и активизацию генетической памяти, – заключает Кумысжан.
Так что остановитесь и прислушайтесь к своей душе, у которой есть свои потребности. И в первую очередь – потребность быть услышанной.