Едкий запах птичьего помета в направлении объездного уральского моста заставляет водителей прибавить газу, чтобы не задохнуться и не пропитаться невыносимой вонью.
В дачном массиве в районе Уральской птицефабрики живут около 10 тысяч человек, причем на постоянной основе. Многие купили здесь землю, обустроились, построили дома, завели хозяйство, но вот полноценно вдохнуть свежий степной воздух или погулять с новорожденными младенцами не могут.
Ролан Утегенов думал, его дети будут бегать по широкому двору. Но он и предположить не мог, что столкнется со страшной экологической проблемой.
Постоянный запах птичьего помета, идущий со стороны птицефабрики, заставляет держать наглухо закрытыми окна и двери.
– У меня совсем недавно родился ребенок. Мы хотим, как все нормальные люди, вечером выйти погулять с коляской. Вместо этого даже форточку не открываем, чтобы не навредить нашему малышу, потому что дышать этим едким воздухом невозможно, – жалуется Ролан Утегенов.
По словам местных жителей, запах идет не только со стороны самой птицефабрики, но и с полигона для складирования птичьего помета. Массированная газовая атака загоняет их в дома, особенно в летнее время. Люди опасаются за свое здоровье. Они требуют от властей запретить Уральской птицефабрике складировать отходы рядом с их домами. Этот вопрос не раз поднимали на встречах с чиновниками разного уровня, но ситуация не меняется.
– Как только начинает дуть ветер в нашу сторону, дышать становится нечем. Вещи пропитались вонью и не отстирываются. В городе люди отворачиваются от нас, видимо, мы настолько пропахли. Вы представляете, в каких ужасных условиях мы живем, – возмущаются жители.
Даже таксисты отказываются ехать из-за вони. Многочисленные жалобы ставят руководство птицефабрики в тупик, заставляя искать пути выхода из ситуации. Вопрос о закрытии предприятия не стоит, но минимизировать проблему необходимо.
На фабрике заявляют, что закупили препараты, которые заглушают запах помета и способствуют ферментации фекалий.
Но на деле никаких изменений в лучшую сторону люди не чувствуют. Для самой птицефабрики это тоже одна из главных головных болей на протяжении уже 15 лет. Но ничего не меняется.
Круглосуточное нахождение в зоне разлагающегося птичьего помета жители сравнивают с радиационным заражением и облучением. При этом их меньше всего волнует, что птицефабрика занимается продажей помета крестьянским хозяйствам в качестве биологически активного удобрения и получает немалые деньги.
– Аким пообещал предоставить землю вдали от предприятия для складирования птичьего помета, на значительном отдалении от садоводческого хозяйства. Сейчас работаем над освоением этой земли, – сообщил директор Уральской птицефабрики Степан СИРОТКИН. При этом он уверен, что, как только помет начнут вывозить подальше от дачного массива, проблема разрешится и запах чувствоваться не будет.
УРАЛЬСК