Россию сотрясают “детские” скандалы. Все с упоением обсуждают историю маленького Дэни – внука Аллы Пугачевой, сына певицы Кристины Орбакайте и чеченского бизнесмена Руслана Байсарова: отец забрал его у матери и не дает ей видеться с сыном.
До этого было еще несколько громких скандалов с такой же фабулой: отцы – российские бизнесмены или иностранцы – со скандалом забирали детей у бывших жен.
Подробности всех этих историй становились достоянием публики либо благодаря громким именам отцов-олигархов, либо потому, что в семейный конфликт оказываются вовлечены правоохранительные органы двух государств.
Похоже, вскоре в один из подобных конфликтов могут оказаться втянутыми Казахстан и Россия.
Семейные споры – последнее дело
Обычная житейская история любви двоих молодых людей, а затем распада семьи, где воспитывались двое малышей, стала объектом пристального внимания правоохранительных и судебных органов Западного Казахстана.
Надия и Дмитрий Лисицкие (фамилия изменена) развелись в сентябре 2007 года. Суд оставил обоих детей с матерью, определив место и время для общения отца с детьми в Уральске. С тех пор нет никому покоя.
– С пятницы по воскресенье дети должны быть у меня. Но мать каждый раз препятствовала этому. Мне приходилось обращаться к судебным исполнителям. Ее даже к административной ответственности привлекали! – жалуется отец детей Дмитрий.
– Дети возвращались от отца простуженными, матери приходилось всю неделю лечить их, а потом наступали выходные, и история повторялась. Причем каждый раз он оскорблял свою бывшую жену, – рассказывает сестра Надии София.
Оказавшись в сложном положении, Надия отправила младшую дочь к родителям, которые проживают в России.
– Почему ребенка вывезли без моего согласия? Я не давал разрешения на вывоз своей дочери за пределы Казахстана! – возмущается отец.
Через некоторое время Надия решила свозить и сына к родителям в Казань.
– Я случайно узнал об этом, тут же поехал на таможенный пост, предъявил исполнительный лист, и пограничники сняли сына с автобуса. Если бы я не догнал ее, она бы и сына точно так же вывезла из страны! – рассказывает Дмитрий.
Судебные исполнители пошли на штурм!
Устав от скандалов и взаимных претензий, молодая женщина решила навсегда уехать из Казахстана.
– В то время, пока Надия утрясала проблемы с документами, мальчик жил у отца. Но когда через несколько месяцев она хотела забрать мальчика, отец не отдал его, – говорит София.
Чтобы вернуть мальчика матери, пришлось подключать к делу судебных исполнителей.
– Должник отказывался исполнять решение суда, на уговоры не реагировал, – рассказывает начальник отдела организации судебного исполнения администратора судов ЗКО Наталья УЛЬЯНОВА.
И тогда судебные исполнители вынуждены были приступить к принудительному исполнению решения суда.
– Предварительно мы предупредили должника, что будет принудительное исполнение. Но он забаррикадировался, оказал физическое сопротивление, – рассказывает об “операции” начальник Уральского городского территориального отделения администратора судов ЗКО Ляззат КУРМАНТАЕВА.
– 27 августа наш дом взяли штурмом. Судебные исполнители проникли не через калитку, а через забор. И в течение трех часов вся наша семья – дети, старики-родители – оборонялись от них, – рассказывает Лисицкий.
В результате противостояния судебные исполнители почти в полночь забрали ребенка и передали его родственникам матери, которые представляли ее интересы в Казахстане. Сама она, став гражданкой России, уже не приезжала в Уральск. В ту же ночь мальчика вывезли в Россию.
Чьи права больше нарушены?
– Фактически ребенок выехал по месту жительства матери. По решению суда дети должны жить вместе с матерью. И мы здесь не усмотрели никаких нарушений закона, – прокомментировал нам прокурор Уральска Амантай РАШКАЛИЕВ.
Правозащитник Павел КОЧЕТКОВ – директор Западно-Казахстанского филиала бюро по правам человека, считает, что в этом случае – явное нарушение отцовских прав:
– Отцу нужно обратиться в МИД, КНБ, к Президенту страны и на международном уровне решать вопрос по возврату детей. А потом уже мать должна на законных основаниях решать вопрос их вывоза. По всем скандальным делам, которые сейчас на слуху на международной арене, каждая страна в первую очередь пытается защитить права своих граждан, – говорит правозащитник.
Ситуация находится на контроле у областного департамента по защите прав детей.
– Мы сейчас проводим проверку. И если выяснится, что дети незаконно вывезены из республики, будем обращаться в МИД, консульство России и ставить вопрос о возврате детей обратно, – сообщили нам в департаменте.
– Нам все равно, что говорят и думают другие. Главное – дети с матерью. Сестра до последнего не верила, что сможет забрать сына. Мы прошли адские испытания. Она никому и ни за что не отдаст детей, какие бы аргументы ни приводились, – стоят на своем родственники Надии.
А самое интересное, что в этом споре никому, похоже, не интересны права двоих маленьких детей. Например, право на детство, не омраченное судебными разборками между папой и мамой…
Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Уральск