Похожие истории, действительно, случаются в природе. В бюллетене Raptors Conservation недавно появилось сообщение о степных орлах-усыновителях из Казахстана.
– Летом прошлого года Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия проводила учет степных орлов в предгорьях Мугоджар, – говорит эколог Генриетта ПУЛИКОВА. – В 6 километрах юго-восточнее села Алтыкарасу Темирского района Актюбинской области мы обнаружили гнездо, устроенное на карагаче. А это бывает нечасто: степной орел охотнее гнездится на земле, выбирая открытые, безлюдные пространства. Или – на опорах ЛЭП, например. Тут же – лесополоса. И, хоть нешумная, – автотрасса.
Подошли. Самка взлетела и села поодаль, давая нам возможность рассмотреть птенцов. Их оказалось 4. Два орленка и два… маленьких курганника, которые явно не чувствовали себя чужими.
Судя по всему, орлы принесли их в качестве корма, но вместо того, чтобы съесть, приняли в семью.
Хотя “многодетность” этим птицам несвойственна – обычно их хватает на 1–2 птенцов. Разоренное гнездо курганника мы обнаружили в той же лесополосе, менее чем в километре от обиталища степных орлов.
Два вида крылатых хищников живут в одном биотопе, но являются конкурентами. Тем более интересен случай снисходительного отношения птиц к чужому потомству. На языке специалистов это называется “нелетальной добычей” или “жертвоусыновлением”. В популяции степных орлов Казахстана такое отмечено впервые.
– Здесь именно тот случай, когда хищник приносит живую добычу, чтобы накормить птенцов, но вместо этого начинает проявлять по отношению к ней родительскую заботу. Речь о чувствах, конечно, не идет. Скорее, имеет место ошибка распознавания. Взрослые особи на уровне безусловных рефлексов реагируют на специфическое поведение птенцов. Видят широко открытый рот – кладут в него пищу, – говорит Генриетта Пуликова. Если дело пойдет так и дальше, орлы будут парить только на флаге Казахстана — эколог
В научной литературе описаны случаи “усыновления” молодых канюков орланами-белохвостами, краснохвостого ястреба – парой белоголовых орланов. В Венгрии двух птенцов канюка выкармливали орлы-могильники, в Алтайском крае (Россия) птенца болотного луня приняли в семью большие подорлики.
Правомерен вопрос: не разбудят ли аппетит у степных орлов подросшие приемыши? Такие факты, к сожалению, тоже известны.
В историю орнитологии вошла попытка выкармливания птенца черной вороны парой ушастых сов.
Ночные птицы заняли воронье гнездо с уже лежавшим в нем яйцом. Добавили 5 своих. Первым в “интернациональной” кладке вылупился вороненок. Приемные родители щедро кормили его мясом мышей. Но стоило появиться на свет птенцу ушастой совы, как вороненок исчез. Предполагают – был съеден. Хотя, на наш взгляд, события могли развиваться и по другому сценарию. Например, малыш просто выпал из гнезда…
Генриетта Пуликова это допускает. Но не скрывает, что под гнездом казахстанских степных орлов находились останки 3-го птенца курганника, растерзанного еще неоперившимся. Так что ручаться за крылатых хищников она не берется. И все же надежда на счастливый конец есть. Возвращаясь из командировки, специалисты вновь наведались к гнезду на карагаче. Орлиная семейка занималась обычными птичьими делами: родители чистили перья, а дети, сморенные солнцем и сытостью, сладко дремали… Один – в гнезде, трое – в траве под деревом. И никто никого не съел!
АЛМАТЫ