Венгры и казахи – корни общие - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Венгры и казахи – корни общие

Венгры и казахи – корни общие

Генеральный консул Венгрии в Казахстане Силард ТЕЛЕКИ закончил свою дипломатическую миссию в нашей стране. Перед отъездом он поделился своими впечатлениями, рассказал, почему так медленно развиваются наши торгово-экономические связи с Венгрией и чем особенно удивил его Казахстан.

  • 5 Июля 2013
  • 43044
Фото - Caravan.kz

Наследники кыпчаков

– Каким вы запомните Казахстан?

– В других странах мне всегда приходилось отвечать на вопросы: что за страна – Венгрия, что за народ там живет, каковы традиции… Здесь мне было очень приятно, что в Казахстане много знают о Венгрии. Я часто слышал от казахов, что Венгрия им близка. У нас в народе тоже знают, что есть корни в Средней Азии, что мы – кочевой народ. Особенно тесна связь между венграми и казахским родом кыпчак. В Венгрии живут наследники кыпчаков, которые в XII–XIII веках переехали в Европу. С тех пор у нас в стране есть два географических региона – Большая Кыпчакия и Малая Кыпчакия. Множество названий венгерских сел, городов, да и просто слова, созвучны казахским. У нас есть город Карцак (казахи называют степную лису – қарсақ). Министры экономики и сельского хозяйства – именно из этого региона. Они считают себя потомками кыпчаков.

– За четыре года работы в Казахстане удалось выучить казахские слова?

– Да, это общеупотребимые слова, необходимые нам в повседневной жизни. Очень хорошо, что есть надписи на казахском. Так можно интуитивно выучить язык. Когда на наших мероприятиях я встречал гостей, то говорил “құрметті достар”, “қош келдіңіздер” и другие выражения. Когда я слушаю новости на казахском языке, то очень многое понимаю. К сожалению, у меня не было времени, чтобы серьезно выучить казахский язык. У нас только 4 дипломата из Венгрии и один консул. Но Венгрия – это страна, которая оставила две дипмиссии в вашей стране – посольство в Астане и генеральное консульство в Алматы. Это показатель того, как нам важен Казахстан.

– Можно ли говорить о сходстве венгерского языка с языками тюркской группы?

– В школе меня учили, что венгерский язык относится к финно-угорской семье языков. Но есть и другая теория, что наш язык имеет много общего с турецким, тюркскими языками. Я узнал, что в Казахстане – в Тургае, в Костанайской области – живут казахские мадьяры. Ведь второе название венгров – мадьяры. Возможно, это небольшая часть древних венгров, которые остались здесь. В Тургай несколько лет назад приезжал венгерский антрополог и туранист Андраш БИРО. Делал генетические исследования и установил, что эти мадьяры и те, кто живет в Европе, очень схожи по ДНК-типу.

Переплетенные связи

– А чего больше в наших мадьярах: европейского или азиатского?

– У ваших мадьяр черты азиатские. Когда венгры только появились в Западной Европе, их часто путали с гуннами. Поэтому нас называли Hunni (гунны), а страну – Hungary – страна гуннов. Даже манера вести бой, тактика – это все у венгров похоже на гуннов. Столица предводителя гуннов Аттилы была на территории нынешней Венгрии. По легенде, Аттилу, умершего от носового кровотечения, похоронили под венгерской рекой Тисой. Положив в три гроба – золотой, затем – серебряный и верхний – железный. Слуги за ночь изменили русло Тисы, поставили гроб на дно и пустили реку по прежнему руслу. И еще ни один исследователь не нашел гроб Аттилы… Наши народы связывает многое: степные традиции, кочевое прошлое – венгры тоже очень любят лошадей.

Я вспомнил Андраша Биро, он был главным организатором Курултая, который прошел уже три раза в Венгрии. В последний раз было 150 тысяч участников. Люди состязались в стрельбе из лука, езде верхом, жили в юртах. Ведь у венгров когда-то тоже были юрты.

– Говорят, что генетические исследования, связанные с восстановлением облика Абулхаир-хана, были проведены в Венгрии?

– Да, было найдено два черепа, и доподлинно никто не мог сказать, который из них принадлежит Абулхаир-хану. Предполагалось даже, что ни один из двух черепов ему не принадлежит. В музее в Венгрии есть специалисты, которые занимаются восстановлением лиц людей, умерших сотни лет назад. Они берут череп и воссоздают лицо. Такой образ показали в Казахстане и сравнили с изображением, которое имелось. Оказалось, что восстановленный облик и изображение весьма схожи. Узнали также, кто из двух захороненных людей был Абулхаир-ханом.

– Школа № 154 в Алматы носит имя венгерского ученого Иштвана Коныра Мандоки. Говорят, он завещал похоронить его на Кенсае?

– Да, он похоронен в Алматы на кладбище Кенсай. Есть улица Иштвана Коныра Мандоки. Он родом из венгерской Кыпчакии. Был тюркологом, изучал казахско-венгерские связи. Женился на казашке, сын сегодня живет в Венгрии. Он многое сделал для того, чтобы казахи и венгры нашли много общего в своих корнях. К сожалению, он прожил совсем мало и умер в 40 лет. Для нас большая честь, что школа в Алматы носит его имя. Супруга Иштвана Коныра собирается делать большой сборник его трудов.

Движение на Восток

– В советское время у нас были тесные экономические связи. Удается ли их восстанавливать с Казахстаном и другими республиками?

– В начале 90-х годов сложившаяся в Венгрии политическая ситуация не располагала к поддержанию экономических связей. Большие предприятия – консервные заводы, винные заводы – были превращены в частные компании либо прекратили работу… Нынешнее венгерское правительство объявило политику “движения на Восток”. Сюда входят страны СНГ, Центральная Азия, Китай. В этом смысле отношения начинаются заново. В прошлом году был визит премьер-министра Венгрии в Казахстан. Министр экономики тоже приезжал с визитом.

– В каких сферах мы сотрудничаем?

– До кризиса 2008 года товарооборот между Казахстаном и Венгрией составлял более полумиллиарда долларов. Потом произошло снижение. Сейчас есть проект по выращиванию кукурузы. В Астане недавно открылся Венгерский торговый дом. Если говорить о венгерских продуктах в Казахстане, то это лекарства фармацевтических компаний, разные виды консервов – кукуруза, горох, фасоль.

“Самый веселый барак соцлагеря”

– Как в Венгрии пережили или продолжают переживать кризис? Как повлияло на вашу экономику вступление в еврозону и в целом пребывание в Евросоюзе?

– Есть две стороны этого вопроса. Если говорить о нашем пребывании в Евросоюзе, то мы оцениваем его позитивно. Но если говорить о кризисе, то он больше коснулся только стран еврозоны. Самое большое достижение, что вопреки тяжелым условиям Венгрия уже не находится под наблюдением Евросоюза. Конечно, это требовало очень больших жертв от населения и от экономики в целом. И сейчас у нас бюджет находится в хорошем состоянии, имея всего менее трех процентов дефицита.

– Как сегодня относятся к венгерскому восстанию 1956 года?

– Венгерский народ всегда считал это событие началом борьбы за свободу. И не против простых советских людей, а против тоталитарного сталинского режима. Венгры тоже сильно пострадали от него. В 1956 году люди вышли на улицы за свободу. Потом были репрессии, но все-таки после 1957 года началось смягчение политического климата. Не зря в 70–80-х годах Венгрию называли “самым веселым бараком соцлагеря”. И какие-то плюсы тоже были. Картина неоднозначная… Сейчас Венгрия входит в Евросоюз, НАТО. Конечно, не все такое розовое. Но когда в 90-е годы Венгрия вышла из соцлагеря, мы были счастливы, что у нас будет больше свободы.

Визы – в девять стран Европы

Визовый центр при генеральном консульстве Венгрии в Алматы действует от имени девяти стран Евросоюза с 2011 года. Сегодня он обеспечивает выдачу более трети шенгенских виз.

– Я приехал в Казахстан в 2009 году в сентябре, – вспоминает генеральный консул Венгрии в Алматы Силард ТЕЛЕКИ. – Тогда здесь был всего лишь визовый отдел Венгрии, и он работал крайне неактивно. Сегодня это целый визовый центр, который оформляет визы в 9 стран Евросоюза.

– Увеличилось ли количество туристов, которые направляются в Европу?

– В период кризиса произошел спад экономических связей, тогда же упал и интерес туристов к поездкам в Европу. В 2009 году было отмечено самое низкое количество выданных виз. Тогда в нашем визовом центре было выдано примерно 1500 виз, в 2013 году – уже более 10 000.

– Куда больше всего выезжают казахстанцы через ваш визовый центр?

– В визовом центре генерального консульства Венгрии можно получить шенгенские визы от имени Австрии, Бельгии, Дании (с 1 января 2013 года), Латвии, Люксембурга, Нидерландов, Словакии, Словении. Эта услуга создана специально для граждан Казахстана. Сейчас много виз просят оформить в Нидерланды. На втором месте – визы в Венгрию и Австрию.

– И все-таки Венгрию нельзя назвать сильно раскрученным брендом – как туристической страны для граждан Казахстана…

– Сейчас идут большие изменения. Мы, как консульство, стараемся организовать как можно больше мероприятий для казахстанцев. К примеру, три года подряд проводили фестиваль венгерской кухни, фестиваль венгерской комедии. Наши фирмы осознали, что если они хотят больше туристов из Казахстана, то должны участвовать в различных туристических выставках, совместных культурно-образовательных мероприятиях.