Об этом на неделе сообщил руководитель управления городской мобильности Алматы Гани МУРЗАХАНОВ.
“Имеются повреждения и поломки 220 велосипедов и 21 велостанции “Almaty Bike”. Кроме того, украдено 170 велосипедов. В настоящее время ведутся работы по восстановлению и ревизии IT-системы. Возобновление сервиса для населения запланировано до 20 января”, – сказал на аппаратном совещании Мурзаханов. Для ремонта поврежденных и восстановления украденных велосипедов прорабатывается вопрос выделения дополнительных средств – всего 370 миллионов тенге.
Получается, каждый велосипед “Almaty Bike” стоит почти миллион тенге?
До этого руководители проекта и общественного фонда “Velocity.kz” очень расплывчато отвечали на вопросы журналистов. И в цену проекта всегда закладывали не только велосипеды, но и автоматические стации проката. Из-за этого трудно было проверить, на что уходят деньги у общественного фонда, который, по идее, должен быть открытым.
Более того, на сайте самого ОФ “Velocity.kz” последний отчет опубликован только за 2016 год. Это вызывает вопросы не только об эффективности работы фонда, его проекта, но и по поводу использования полученных средств и достижения поставленных целей.
Такие вопросы к фонду уместны, так как тот же проект “Almaty Bike” – полностью некоммерческий, и работает он на деньги, полученные по линии благотворительности от АО “Самрук-Қазынa”. Всего с 2014 года национальный холдинг перечислил ОФ “Velocity.кz” около 5 миллиардов тенге. Но сразу на 3 проекта велошеринга: в Алматы, Шымкенте и Нур-Султане.
Схема финансирования сразу создала большие коррупционные риски. Нет сроков окупаемости проектов. То есть появился риск нецелевого использования средств. Нет гарантий.
Не проводился тендерный конкурс: фонд сразу выбрал одного поставщика – французскую компанию “Smoove SAS”. А это уже риски сговора и коррупции. Тем не менее “Самрук-Қазынa” и акиматы 3 городов пошли на соглашение и дали фонду возможность начать реализацию проектов.
Выбор проекта “Smoove SAS” был связан с 3 причинами: велосипеды компании удобны и для мужчин, и для женщин; они прочны, их детали не подходят к обычной технике и автоматические станции проката заявлены как антивандальные. Опыт января показал, что наш человек вполне сломает и то, что как бы не ломается. Поэтому надо строить что-то более капитальное, но это будет еще дороже, или отказываться от такой системы. Может быть, посмотреть на опыт других велошеринговых сетей, которые не используют велостанции.
Миллион тенге за велосипед – это слишком дорого! Навороченные горные велосипеды в Алматы продаются в 2–3 раза дешевле. А тут обычный городской велик, пусть и прочный! Датчик GPS и корзинка для вещей разницу никак не покрывают.
Сайт компании “Smoove SAS” тоже вызывает вопросы. Несмотря на множество реализованных проектов, в нем нет указаний на цены. О каждом из клиентов компания говорит особо. Не открыто. Что скрывать акционерному обществу? Обычно это говорит о рисках коррупции.
Тогда возникает следующий вопрос: нужно ли нам тратить деньги города на восстановление фактически коммерческого проекта? Не проще ли облегчить условия для развития в Алматы полностью коммерческих сетей аренды велосипедов? Желающие есть.
Проект “Almaty Bike” выполнил свою главную задачу: у горожан появилась потребность в велосипедах. Он создал рынок, который можно отдать в руки частников. Они будут платить налоги в казну, а не просить денег у акимата. И их можно будет нагружать социальными функциями, которыми так легко кидается фонд “Velocity.кz”. Например, развитие велоспорта и популяризация здорового образа жизни, организация и проведение турниров и чемпионатов, оказание помощи спортсменам при подготовке к участию в соревнованиях по велоспорту.
Если же на самом деле велосипеды “Almaty Bike” стоят дешевле, то куда пойдет разница? Тогда городу такой проект, сидящий на вечном подсосе, точно не нужен.
АЛМАТЫ