– Логопед – это медик, педагог или психолог?
– И то, и другое, и третье. Человеческая речь – это высшая психическая функция. Моим пациентам от полутора до 90 лет! Малышей я учу четко и правильно произносить звуки, слова, мыслить, а пожилым после инсультов восстанавливаю способность говорить и общаться с окружающими.
– А может ли дефект речи свидетельствовать, что у человека есть нарушения в центральной нервной системе?
– Потеря речи, афазия, чаще всего случается у пациентов, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения, инсульты. Виды и степени такого поражения мозга, а соответственно и нарушения речи бывают разные. При сильных моторных нарушениях может вообще произойти полная утеря способности к чтению, письму, счету. И получается, что 60–70-летних пациентов мы заново учим говорить, читать, писать и считать. Речь уже идет не о правильном звукопроизношении, а о восстановлении самой функции речи.
Резервы мозга
– Могут ли у таких пациентов при восстановлении речи восстанавливаться и клетки мозга?
– Уверенно утверждать этого нельзя, но во всех случаях, связанных с постинсультными патологиями, обязательно нужно начинать работу с логопедом сразу, как только к пациенту возвращается сознание. Тогда и реабилитация идет быстрее, поскольку восстановление речевых функций облегчает общение как с медперсоналом, так и с близкими. Ведь в такой момент человек растерян и подавлен. Он не может объяснить, что ему надо, начинает нервничать, у него наступает депрессия.
– Был у нас пациент восьмидесяти лет, – рассказывает Райхан Мухамеджановна, – у которого была грубая моторная афазия тяжелой степени после инсульта. На момент нашей с ним встречи он не мог произнести ни звука – полная потеря речи. В свое время он был большим начальником, а тут сидит дома, и даже дети его не понимают. Но и при такой тяжелой патологии за два года занятий с логопедом он снова научился говорить, строить легкие, из 2–3 слов, предложения, мог объяснить свои потребности и начал читать. У него была парализована правая сторона тела, так он у меня научился писать левой рукой, да еще и красивым каллиграфическим почерком. И очень был рад этому.
– Логопед исправляет только речевые дефекты?
– Нет, исправляется весь комплекс психических функций, которые подразумевают речь, – мыслительные операции, память, внимание. Ведь человек не просто произносит звуки, а составляет с ними слова, предложения, потом рассказ. То есть восстанавливается весь мыслительный процесс.
При восстановительном процессе могут включаться даже резервные механизмы мозга. Как говорят ученые, в обычной жизни мы используем только 9 или 12 процентов возможностей нашего мозга. Остальная часть остается незадействованной, так сказать, в режиме ожидания. В критические моменты эти резервные механизмы мозга как раз и включаются.
Как говорим, так и мыслим
– А с чем связаны нарушения речи у детей и почему это надо обязательно исправлять?
– У детей это связано с периодом внутриутробного развития, с моментом родов. Нарушение речи, например, может быть связано с наследственностью или родовыми травмами, гипертензионным синдромом, то есть повышенным внутричерепным давлением. Если в год малыш не начал лопотать, то в полтора года уже стоит посетить логопеда. Это не значит, что с таким малышом будут проводить занятия, но специалист даст свои рекомендации и будет наблюдать процесс становления речи в динамике.
И, естественно, каждый родитель должен знать, что раз в год ребенку нужен профилактический осмотр у всех узких специалистов, в том числе и у логопеда. Особенно перед оформлением в детсад или школу.
– А почему так важна проверка у логопеда?
– Речь – это важная психическая функция. И если у ребенка есть нарушения, то в дальнейшем это может повлиять и на его овладение грамотой, страдает звуко-смысловое восприятие. А впереди у него процесс обучения чтению и письму. И если малыш не различает звучания слов или говорит их искаженно, то идет нарушение чтения. Как ребенок говорит, так он и читает, а как читает, так потом и пишет, и мыслит соответственно.