– Каталог – это итог многолетней исследовательской работы сотрудников музея. Книга рассказывает о художниках, знакомит с их жизнью и творчеством, – пояснила руководитель Восточно-Казахстанского музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых Татьяна СТРОМСКАЯ. – Ведь художник становится художником в полном смысле этого слова, когда его картина встречается со зрителем и когда нам, музейным работникам, есть что рассказать об этом человеке и его творчестве.
– Подобного издания еще не было, выпускались отдельные публикации, посвященные конкретным людям, но впервые столь полная систематическая информация представлена в одном каталоге, – отметила научный сотрудник Музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых Ильвира ХАЛИТОВА.
Издание “Художники города Семей ХIХ–ХХI веков” великолепно иллюстрировано и позволяет познакомиться не только с творчеством конкретных мастеров кисти, но и проследить историю живописи в целом.
Работы многих авторов, чьи имена вошли в каталог, были представлены на специальной выставке “И поныне на Иртыше”, где зрители смогли увидеть оригиналы картин, хранящиеся сегодня в фондах сразу четырех музеев Семея. Со старых и новых полотен струится свет степного солнца, на многих – городские пейзажи.
Давно исчезнувшие и сохранившиеся до сих пор здания, чарующие берега Иртыша, лица людей – все это создает единый облик Семея.
И в этом не только возможность прикоснуться к волшебной силе искусства, но и шанс увидеть собственный город так, как если бы смотреть фотографии близкого человека начиная с давних потертых детских снимков и заканчивая теми, что сделаны в зрелом возрасте. Но в отличие от фотографий полотна отражают особое настроение, дарят множество эмоций, свидетельствуют о стремительных переменах в искусстве, порождающем все новые и новые жанры и стили, знакомят с, возможно, далеко не всем известными авторами.
К примеру, впервые были представлены графические листы одного из первых профессиональных художников Семипалатинска Виктора Белослюдова. В 1906 году он вместе с братьями прямо в своем доме открыл музей с фондом в 4 тысячи экспонатов.
– Ранее искусствоведы считали, что станковое изобразительное искусство в Казахстане появилось в 1920-е годы в Алма-Ате, но сейчас мы установили, что еще в 1906 году в Семипалатинске Виктор Белослюдов открыл свою художественную студию, которая работала до 1908 года. Он же организовывал выставки не только местных художников, но и их коллег из Омска, Томска и других городов Сибири, – подчеркнула Ильвира Халитова.
СЕМЕЙ