Мы поговорили с потенциальными разработчиками, узнали, когда же казахстанцы смогут получить вакцину, насколько сложным будет процесс ее создания. И развенчали некоторые мифы, которые сегодня витают вокруг коронавируса.
Сразу после выхода статьи в “КАРАВАНЕ”, где мы рассказывали о готовности лаборатории в Отаре приступить к созданию вакцины, на официальном сайте www.coronavirus2020.kz был опубликован вот такой текст: “Необходимой мерой для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Казахстана является создание вакцины. По поручению министерства образования и науки Национальный центр биотехнологий и Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности начали совместную работу по созданию вакцины против коронавируса”. Мы связались с заместителем генерального директора по науке НИИ проблем биологической безопасности Ергали АБДУРАИМОВЫМ, чтобы узнать, как продвигается работа.
– Практически каждый день у нас идут видеоконференции, обсуждения, до 15 апреля уже должен быть сформирован четкий план работы. Конечно, мы все понимаем, что нельзя терять ни минуты, поэтому вопросы решаются быстро. Однако надо понимать, что создание вакцины – это не изготовление стульев или лепка пирожков. Даже если мы максимально попытаемся сейчас ускорить процесс, она может появиться только через год. Мы должны сделать эффективную вакцину, это большая работа. Это генно-инженерные исследования. Мы немного отстаем от мировых тенденций, Всемирная организация здравоохранения сообщила о 2 вакцинах. США и Китай приступили к первой фазе клинических испытаний, еще несколько стран разрабатывают или разработали свои вакцины.
– Плюс нужно время на клинические испытания?
– Да. Этап разработки вакцины – это одно, а этапы доклинических и клинических испытаний – другое. Там будут привлекаться другие медицинские организации, которые имеют соответствующие базы. В Казахстане доклиническими исследованиями занимается Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. По результатам доклинических испытаний будет получено разрешение на клинические исследования. На которые будут привлечены другие базы, поликлиники или медицинские университеты. Эти этапы могут занять еще год. Поэтому, по самым оптимистичным подсчетам, отечественная вакцина может появиться через 2 года.
– Но имеет ли смысл делать вакцину, если другие страны выпустят ее раньше?
– Мы имеем дело с пандемией. Тут другие масштабы. Китай и США, которые заявили о создании вакцины первыми, а также Индия с мощными производственными базами будут обеспечивать ею свое население. Речь идет о миллиардах человек. В Китае – полтора миллиарда, в Индии тоже много. Нам придется стоять в хвосте очереди среди стран, которые вообще не имеют своего научного и производственного потенциала. Но мы же имеем этот потенциал! Поэтому нам нужно его задействовать. Вирус будет гулять не один год. Даже в США сегодня не хватает средств для организации лечения в полном объеме. Поэтому создание вакцины просто крайне необходимо, и медлить с этим нельзя. Хорошо, что в Казахстане были приняты жесткие меры, введен карантин, это замедлит распространение и не позволит вирусу вызвать массовую вспышку. Почему в борьбе с коронавирусом не задействована крупнейшая научная база Казахстана
– Говорят, что вирус очень быстро мутирует и он может стать, как грипп, сезонной инфекцией. То есть нам нужно привыкать с ним жить… и постоянно вакцинироваться в будущем.
– Да, есть сейчас исследования, которые подтверждают, что вирус мутирует. На данном этапе появились новые генные участки. И, возможно, это станет социальной инфекцией, как грипп. Возможно, каждый сезон инфекция будет возвращаться, и при таком сценарии нам необходимы будут прививки. Для этого надо иметь свои вакцины и производственные мощности.
– Сегодня очень активно обсуждается вопрос, что якобы прививка БЦЖ сдерживает распространение коронавируса, так есть ли смысл создавать отдельную вакцину?
– Авторитетные ученые на эти сообщения не обращают внимания. БЦЖ – это противотуберкулезная вакцина. А заболевание туберкулезом вызвано бактериальной инфекцией. Мы же сегодня имеем дело с вирусом. Хотя они поражают один орган, патогенез инфекций абсолютно разный.
Есть данные, что разные вакцины уменьшают течение болезни, но лучше не терять время на эти сообщения. Это отвлекает от основной проблемы и усыпляет бдительность. А также может расслабить людей. Нам нужен жесткий карантин сейчас. Ныне погода очень благоприятна для распространения вируса, надо максимально ограничить контакт людей.
– То есть казахстанцам придется 2 года сидеть в карантине?
– Скоро болезнь должна пойти на спад. Любой вирус при теплой и жаркой сухой погоде не так активно будет передаваться. Фактор природы имеет свое влияние. Солнечные лучи, ультрафиолет будут способствовать тому, что вирус начнет быстрее терять способность передаваться. Возможно, что летом его активность пойдет на спад. Но осенью вирус опять может начать атаковать. Однако к тому времени мы уже будем иметь четкое понимание, как максимально быстро запустить вакцину.
АЛМАТЫ