Женские надежды
Летом прошлого года в шымкентский общественный фонд “Защита детей от СПИДа” обратилась молодая женщина Феруза Н. (имя изменено). Как она рассказывала, ее годовалый малыш вдруг начал часто, беспричинно и тяжело болеть. Усиленное лечение давало лишь временные результаты, а потом малыш вновь оказывался на больничной койке. Каков же был ужас Ферузы, когда во время очередного обследования и ребенку, и ей был поставлен ВИЧ-положительный диагноз.
Разбираясь, откуда могло пойти заражение, женщина выяснила нелицеприятные обстоятельства. Сразу после рождения сына Ферузе пришлось расстаться с мужем. Вскоре в ее жизни появился 49-летний Максадхан У., который обещал самые серьезные отношения. Правда, после непродолжительного романа мужчина перестал выходить на связь. Тем не менее Ферузе пришлось проявить повышенный интерес к своему недавнему бойфренду. Оказалось, что Максадхан уже длительное время состоял на учете в наркодиспансере как потребитель внутривенных наркотиков. По направлению из наркодиспансера в 2001 году он прошел обследование в СПИД-центре, где у него была выявлена ВИЧ-инфекция.
Будучи хорошо осведомленным о своей болезни, Ферузе он ничего никогда не говорил. Именно от него женщина и получила заражение. Через материнское молоко инфицированным оказался и ее ребенок.
Феруза обратилась в правоохранительные органы и прокуратуру. В результате Максадхан предстал перед судом.
На приговор не пришел
Судебный процесс проходил в Аль-Фарабийском районном суде Шымкента. Учитывая статус участников процесса, дело рассматривалось в закрытом режиме. Подсудимый не был взят под стражу на время следствия и суда и на заседания являлся самостоятельно.
Как сообщила Жанетта ЖАЗЫКБАЕВА, председатель общественного фонда “Защита детей от СПИДа”, участвовавшая в суде на стороне потерпевшей женщины, подсудимый далеко не всегда являлся на процессы.
– Свое отсутствие он пытался объяснить тем, что якобы попадал в больницу то с одним хроническим заболеванием, то с другим. Когда мы начинали проверять эту информацию, то выяснялось, что такого больного в медучреждениях не значилось, – рассказала Жанетта Жазыкбаева.
В конечном итоге Максадхан У. все-таки появился на предпоследнем судебном слушании, когда уже шли прения сторон. Тогда в своем последнем слове подсудимый признал вину. Но на заключительное заседание – оглашение приговора, Максадхан вновь не явился.
Несмотря на отсутствие главного фигуранта, суд огласил вердикт, признав Максадхана виновным по ч. 3 ст. 118 “Преднамеренное заражение вирусом иммунодефицита, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего”. Суд заочно назначил ему 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Частично были удовлетворены требования пострадавшей женщины о компенсации морального ущерба. Суд обязал осужденного в течение месяца выплатить ей 1,5 миллиона тенге.
После оглашения обвинительного приговора Максадхан был объявлен в розыск.
Примечательно, что мужчина был уже раньше женат, имеет взрослых детей и даже внуков. Однако его бывшая супруга и дети, по счастью, избежали заражения. Возможно, потому, что Максадхан заразился инфекцией уже после того, как развелся со своей первой женой.
Послесловие
По данному преступлению предполагается срок от 4 до 8 лет лишения свободы. Суд ограничился минимальным сроком, видимо, учтя болезнь самого осужденного. Приговор пока не вступил в законную силу.
Феруза с малышом в настоящее время проходят все необходимые медицинские процедуры, принимают ретровирусную терапию. Их состояние удовлетворительное.
Между тем в Южно-Казахстанской области уже имеются примеры с совершенно противоположным итогом.
– У нас уже сыграны две свадьбы, где женихи, парни с ВИЧ-позитивным статусом, женились на девушках с “отрицательным” показателем. При этом их избранницы заранее знали, что парни имеют такое заболевание. Женихи сами им об этом сообщили. И я очень рада отметить, что их чувства друг к другу оказались настоящими и искренними, – говорит председатель фонда “Защита детей от СПИДа” Жанетта Жазыкбаева. – Они вместе приходили в СПИД-центр, к нам в фонд, где получали подробные консультации, рекомендации. В результате создали семьи, у них уже есть дети. У одних – двое, у других – один ребенок. Детки здоровые!
Шымкент