Возмутительницей спокойствия оказалась госпожа Жумабекова, директор Астанинского департамента по защите прав детей. В интервью одному из информационных агентств она заявила, что почти во всех школах Казахстана учителя избивают детей, а двоих школьников довели до суицида. По горячим следам мы обратились к председателю Комитета по защите прав детей МОН РК Р. П. ШЕР.
Факты есть, системы нет!
– Раиса Петровна, что произошло? Звонки не прекращаются. Действительно в казахстанских школах истязают детей?
– Действительно, директор департамента по защите прав детей г. Астаны Жумабекова Р. М. участвовала в программе «БлоGпост» на одном из телевизионных каналов. Ее высказывания о том, что во многих школах и детских садах Казахстана допускается рукоприкладство, преувеличены. Есть, конечно, единичные факты, которые тщательно расследуются и по ним принимаются соответствующие меры к виновным лицам. Но никто не допустит, чтобы это стало системным явлением.
– Возникает вопрос, почему руководитель городского департамента дает оценку положения дел по всей республике?
– Вопрос о насилии и жестоком обращении в отношении несовершеннолетних находится на контроле департаментов по защите прав детей в регионах, а также МОН РК. Звонят на телефоны доверия комитета и департаментов в регионах. В текущем году поступило 318 обращений, так или иначе связанных с насилием в отношении детей со стороны взрослых.
Чтобы мы этого не знали – такого не может быть. Сотрудники нашего комитета и региональных департаментов ведут тщательный мониторинг по этим острым вопросам. В тесном контакте мы сотрудничаем с правоохранительными органами. По данным Генеральной прокуратуры, за десять месяцев в отношении несовершеннолетних совершено 7419 преступлений, в том числе 495 случаев имели насильственно-сексуальный характер, 162 ребенка были травмированы по вине взрослых, около шести тысяч несовершеннолетних подверглись грабежам, вымогательству. 33 ребенка были похищены и лишены свободы в корыстных целях. Мы знаем о каждом происшествии.
Кто виноват?
– Раиса Петровна, что, только школа виновата в случаях детского суицида? Где же родители, дом, медицинские работники? Кто не заметил перемены в настроении ребенка, решившегося на такой шаг?
– Исследования показывают, что до сих пор нет единой точки зрения на сущность феномена подростковой суицидальности. Общепризнано лишь то, что суицидальное поведение зависит от множества факторов, совершается в экстремальных ситуациях и по разным мотивам – это может быть смерть близкого человека, неразделенная любовь, крах жизненных идеалов, ценностей, серьезное заболевание, шантаж, вымогательство и многое другое.
Обвинять только школу в причинах суицида несправедливо. Это проблема всего общества и даже общемировая проблема.
Что делать?
– По этим фактам приняты меры: возбуждено свыше двадцати уголовных дел, более двух тысяч родителей привлечены к административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, 856 пап и мам лишены родительских прав.
– Как ваше ведомство отреагировало на заявление в Интернете? Были приняты меры впопыхах или продолжается налаженная годами работа по защите прав детей в республике?
– На заседании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве, которое планировалось заранее и прошло 12 декабря в режиме онлайн, как раз и обсуждался вопрос о насилии и жестоком обращении в отношении детей. В совещании приняли участие представители всех заинтересованных министерств и ведомств, местных исполнительных органов. Председатель МВК, министр образования и науки РК Бакытжан Турсынович ЖУМАГУЛОВ еще и еще раз призвал нас быть непримиримыми в случае рукоприкладства со стороны педагогов. Если факт насилия совершил учитель или воспитатель, он не может продолжать работать в системе образования.
– Почему никто не поднимает вопрос о том, осознают ли родители свой долг и чувство ответственности за воспитание детей, нормальную организацию жизни и быта семьи?
– К сожалению, сегодня многие родители самоустранились от выполнения своего долга. Многих мам и пап не беспокоит увлечение детей посещением информационных ресурсов, порталов и социальных сетей, пропагандирующих не всегда позитивную информацию.
На мой взгляд, в решении многих детских проблем спасательным кругом должна стать семья. Сегодня нужно оздоравливать современные семьи, поднимать роль местных органов власти в решении проблем семьи. Обвинять только педагогов, считаю несправедливым. Мы делаем все возможное, чтобы в школе дети чувствовали себя защищенными, комфортно. Более 9 тысяч школьных психологов и свыше 4 тысяч социальных педагогов стоят на защите учащегося.
К примеру, в Павлодарской области с января этого года под руководством доктора медицинских наук РК Ю. А. Россинского открыта «Психологическая лаборатория», где помогают решить сложные профессиональные ситуации, возникшие у специалистов, которые занимаются профилактикой суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Вопросов по защите прав детей немало. Охрана прав и защита законных интересов детей являются одним из основных направлений национальной политики в стране. Насилие над детьми – это самое циничное, самое жестокое преступление. Отрицать или не замечать этого нельзя. Однако не думаю, что бесконечные поиски виновных избавят от этой наиважнейшей проблемы. Каждый из нас в ответе за наших детей.
Астана