Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга НЦОЗ МЗ РК и РОО “Национальная лига потребителей” подписали меморандум о взаимном сотрудничестве.
Цель документа – исследование качества пищевых продуктов, товаров народного потребления и услуг для совместной защиты здоровья казахстанцев.
– Для нас это новый этап взаимодействия государственных органов и некоммерческих организаций, что, надеюсь, приведет к улучшению качества жизни казахстанцев, – говорит на церемонии подписания руководитель РОО “Национальная лига потребителей” Светлана РОМАНОВСКАЯ. – Потому что исследования, которые мы будем проводить по всей территории республики, приведут к тому, что предприниматели станут более ответственными.
Почему мы вообще решили подписать это меморандум? Национальная лига потребителей – это республиканское общественное объединение, представленное во всех регионах Казахстана, которое на основании статьи 41 Закона “О защите прав потребителей” имеет право на исследование рынка и информирование граждан о том, что они приобретают за свои деньги.
Пока что у нас сейчас происходит? Мы, как те “белые воины во тьме”, закупаем товары народного потребления и отдаем их в частные лаборатории на исследование. И… получаем отличные результаты?! А когда перепроверяем, бывает разное…
Причем сдаем не в одну, а сразу в две или три лаборатории. Естественно, это очень дорого! То есть для того, чтобы провести исследования на безопасность и на соответствие, мы платим огромные деньги. И поэтому просто счастливы, что у Научно-практического центра санитарно-эпиде-миологической экспертизы и мониторинга есть государственный заказ, и мы вместе сможем действительно исследовать рынок и привести его в порядок! Экспертиза "КАРАВАНА": какие овощи и фрукты опасны для здоровья в Казахстане
Почему я об этом говорю. Что делать, например, государственному органу, который выявляет некачественный товар? Просто штрафовать за ненадлежащее качество. А Национальная лига потребителей при подаче искового заявления освобождается от уплаты госпошлины. Мы можем подать иски от неопределенного круга потребителей, если ущемляются их права. И недобросовестные предприниматели уже сто раз подумают, стоит ли завозить в страну некачественный товар, опасный для жизни и здоровья человека.
Мне часто задают вопрос, особенно судьи, зачем нам Национальная лига защиты прав потребителей, если есть Гражданский кодекс.
Но, поскольку у нас действует романо-германская правовая система, Гражданским кодексом предусматривается равенство сторон. Здесь же потребитель является слабой стороной по договору. Во-первых, бюджет у него ограниченный. Если он будет бесконечно покупать некачественный товар, потом тратиться на лекарства, а потом еще и судиться, в конечном итоге это приведет его к банкротству. То есть у него не останется денег даже на то, чтобы накормить своих детей!
– Человек не может быть специалистом во всех сферах. И без исследований нельзя сказать, опасна ли эта колбаса или шоколад. Нас интересуют не только продукты. Надо проверять и детские игрушки, и одежду, и обувь. Те же парты, мебель в детсадах. Вы знаете, что сейчас эти виды деятельности не аккредитуются, не аттестуются, не сертифицируются и не лицензируются. А ведь они влияют на здоровье наших детей! На наши будущие поколения.
Посмотрите, какое огромное количество детей сейчас страдает аллергическими заболеваниями. А может, это потому, что они играют в игрушки с формальдегидами?
А потом эта аллергия переходит в астму. И посмотрите, как часто люди стали страдать отеком Квинке. Когда такое было раньше?
Поэтому перед нами стоит большая задача. Вы – профессионалы с большим опытом, имеете хорошее оборудование, обладаете множеством современных методик. А мы – ваши партнеры, готовы организовать обратную связь, делиться информацией. И мы пойдем в суд, если нашелся действительно недобросовестный поставщик товара или услуги. Хотя кроме суда есть еще медиация – это альтернативное урегулирование споров.
Светлана Романовская и Жанар Сулейменова. Фото Нэли САДЫКОВОЙ
Благополучие населения
– Связано ли подписание этого меморандума с тем, что нашим санитарным службам требуется какая-то юридическая поддержка для того, чтобы контролировать рынок товаров и услуг, – задаю вопрос директору филиала Научно-практического центра санитарно-эпидемиоло-гической экспертизы и мониторинга НЦОЗ Жанар СУЛЕЙМЕНОВОЙ.
– Основная задача – обеспечение благополучия и здорового образа жизни населения, питания, в том числе обеспечение безопасности продуктов, товаров и услуг. Но мы не контрольно-надзорный орган. Мы организация, которая содействует правильному информированию населения об этих услугах. Мы решили, что можем взаимодействовать и взять на себя функцию поддержки Национальной лиги потребителей в части обеспечения правильного экспертного мнения и оценки продуктов. Побеседовав со Светланой Юрьевной, я поняла, что Национальная лига потребителей нуждается в лаборатории, которая дает объективные результаты. И мы готовы быть таким партнером и обеспечивать необходимые исследования.
Истории из-за кулис
– А что ухитряются делать предприниматели, получив мораторий на проверку их деятельности?
– Ну вот представьте, после объявления моратория на проверку санэпидемиологи, перед тем как пойти проверить ресторан, должны за 2 месяца предупредить его владельца. И мы наблюдали, как из одного ресторана в другой перевозили холодильники, там не хватало соответствующего оборудования, и они делились друг с другом на время проверки. А потом возвращали обратно. Сделано в Казахстане: При изготовлении колбасы ни одно животное не пострадало
И если человек отравился в ресторане, очень трудно сейчас собрать доказательную базу. Должны быть смывы желудка, отравиться должен не один человек, а несколько. Естественно, это усложняет не только работу общества защиты прав потребителей, но и госорганов.
Да и сами предприниматели предполагают, что у их заведения все будет по высшему разряду. Но есть проблемы с кадрами, которые, как говорится, решают всё.
Недавно на одну из компаний, делающих колбасу, поступила жалоба, что их продукция ужасного качества. Они сотрудничают с неким крупным предприятием, которое разводит скот и поставляет им мясо. Но, перед тем как колоть скотину, они кормили ее солью и поили водой. И после продажи, когда вода и кровь вытекали из этого мяса, представьте, какого оно было качества! А производитель готового продукта не обратил на это внимания. То есть все настолько связано в этой цепочке производства.
Если у предпринимателя не будет понимания, что к потребителю надо относиться с уважением, потому что он платит деньги, а у самого потребителя не будет понимания, что ему надо самому делать осознанный выбор, люди так и будут терять деньги и свое здоровье.
Сейчас мы подали иск от неопределенного круга потребителей на продукт, на котором написано: “Сок березовый”. На этикетке обозначено: вода, сахар и еще что-то. Но там березового сока нет совсем. А при этом стоит такое название. Это что? Это введение в заблуждение потребителя. Это одна из статей Административного кодекса. Значит, отныне мы совместно с НПЦ санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга сможем информировать потребителя. Если это, к примеру, не яблочный сок, то люди должны обратить на это внимание и не поить своих детей водой с сахаром.
– А сколько будут стоить эти услуги для рядового потребителя?
– В том-то и дело, что ничего. Ведь работать вместе мы будем по госзаказу. Делать закупы по наиболее часто встречающейся проблематике, чистить рынок и предотвращать конфликты в последующем.
– И куда граждане могут обратиться?
– Чтобы получить консультацию, люди могут звонить на номер 2518 “Билайн”, 2040 – “Актив” или по городскому телефону 277-89-45. Наш сайт – potrebitel.kz.
АЛМАТЫ