Месяц назад “КАРАВАН” опубликовал статью Дарьи Искандеровой “НДС-киллеры” (№ 3 от 24 января), в которой, в частности, говорилось, что снижение порога НДС может создать огромные риски для микробизнеса, предприятий с малым количеством работников.
Мы сделали уточняющий запрос в министерство национальной экономики и получили ответ за подписью вице-министра М. ТАКИЕВА.
Вот что он нам написал:
“В Казахстане один из самых высоких порогов постановки на учет по НДС – 30 000 МРП, или 79,5 миллиона тенге. Для тех, кто работает по упрощенной декларации, – 114 184 МРП (302,7 миллиона тенге).
В Швеции, Нидерландах, Германии, Бельгии, Франции, Люксембурге порога по НДС вообще нет – все являются плательщиками. В России порог составляет 10,2 миллиона тенге, в Беларуси – 15,4 миллиона тенге, в Кыргызстане – 21,5 миллиона тенге, в Армении – 41,2 миллиона тенге. Кроме того, ставка НДС в Казахстане одна из самых низких в мире. Базовые ставки НДС в странах ОЭСР составляют от 15 до 27 процентов. В России, Беларуси, Армении – 20, в Кыргызстане – 12 процентов.
Следует отметить, что для взаиморасчетов с поставщиками и доступа к крупным закупкам многие предприниматели добровольно становятся на учет по НДС, хотя порог позволяет им этого не делать. Налогоплательщики, не являющиеся плательщиками НДС, покупают товары у оптовиков с НДС. Этот НДС включается в себестоимость продукции и весь ложится в цену реализации. Если товар приобретен плательщиком НДС, появляется зачетная сторона и НДС к уплате, то есть происходит налогообложение добавленной стоимости. Как необоснованными налогами довести успешное предприятие до банкротства
НДС – косвенный налог, и платит его конечный потребитель. Он не является нагрузкой на предпринимателя.
Снижение минимального порогового значения преследует цель снижения уровня теневого оборота и стимулирования безналичных платежей, а также повышения налоговой грамотности в преддверии введения всеобщего декларирования.
Соответствующая поправка включена в проект Закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата”, который одобрен правительством 11 февраля 2020 года”.
Таков взгляд на ситуацию сверху. Ни министерство, ни правительство о порог не споткнулись.