В Кызылорде тайно исчезают автобусы - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Кызылорде тайно исчезают автобусы

В Кызылорде тайно исчезают автобусы

Исчезли они, как это говорится, без объявления войны. Их просто не стало на линии – и всё. Люди, ждавшие на остановках автобусы 22-го маршрута, однажды вообще не дождались своего общественного транспорта.

  • 28 Октября 2021
  • 6511
Фото - Caravan.kz

А ведь он связывал одну из самых дальних точек города – поселок Тасбогет, с противоположной окраиной Кызылорды.

Легче сунуть в сумку глобус, чем найти с утра автобус

Они и сейчас добираются до мест назначения, работы, учебы и социальных объектов, как умеют.

– Мою супругу, так же, как и многих других пассажиров бывшего 22-го маршрута, интересует, как же им теперь добираться до работы? – рассказал житель города Серик БИСЕНОВ. – Может быть, государство будет выдавать им деньги на такси до Тасбогета? А это минимум 1 400 тенге в оба конца. Убрали маршрут, а что дальше? Как быть гражданам, которые добирались на единственном маршруте, что ехал до Тасбогета с нашей окраины? Может, стоило бы открыть альтернативный маршрут? Почему городские власти оставляют простых людей с их проблемами на произвол судьбы? Как им теперь добираться? Кто-нибудь подумал о них? Почему в нашем городе всё надо доводить до шумихи, чтобы решить какую-либо пустяковую проблему? Или это не по силам нашим чиновникам? По утрам сколько людей в шесть часов спешит на автобусные остановки, чтобы уехать на работу, которая далеко от дома! Найдется ли чиновник, который их ситуацию сейчас поймет?

За 2 последних месяца, что нет больше 22-го маршрута, таковой не нашелся. Так всё и зависло.

– Жители нашего района, в том числе и моя жена, в складчину вынуждены искать таксистов, которые согласились бы возить их каждый день в течение недели на работу в Тасбогет, – рассказывает Серик Бисенов. – На минуточку, на дворе 2021 год! Не 90-е годы, когда с маршрутами в нашем городе был сущий бардак. Помнится, тогдашний аким области хотел всех нас пересадить на гужевой транспорт. Слава богу, тогда человека быстренько сняли с должности. Но сейчас, кажется, настало время вернуться к этой "гениальной" идее. Жителям нашего района не на чем добираться на работу в поселок Тасбогет, кроме как с пересадкой, а с нашими зарплатами только и ездить на работу с пересадками: это туда 180 тенге и обратно 180, в день выходит 360, в месяц – сами посчитайте, цифры ужасные! Неужели это никому не интересно? Чего ждем, господа чиновники в кожаных креслах и теплых кабинетах?

Вы не одни, товарищи, нас много!

Увы, проблема не только с 22-м городским автобусным маршрутом, но и еще с несколькими.

– В Сабалаке (еще одна окраина Кызылорды. – Авт.) 28-й маршрут то же самое, – рассказывает жительница города Роза БЕГАЛИЕВА. – Дети, которые учатся в городе, уже просят, чтобы мы, родители, отказались от школы. Потому что невозможно ни доехать до места учебы, ни уехать домой, часами ждут транспорта. А на работу взрослым – то же самое. В выходные дни автобусов совсем нет. Аким области, вы что там, когда будете работать? Не нужно перепоручать подчиненным, сами проверьте состояние дел на транспорте! А еще лучше – вы бы на остановках постояли вместе с народом.

– Курсировавшие в микрорайон “Саяхат” автобусы № 3 и № 20 к нам больше не ходят, – рассказывает еще одна женщина Светлана САРСЕНБАЕВА. – И жители нашего района испытывают затруднения, в том числе дети и студенты. Кому это понадобилось, чтобы не работала нормально система общественного транспорта? Ездить на такси нам не по карману. Сколько у нас в микрорайоне народу живет, до него есть вообще властям дело? Впереди зима, что нам делать?

Кстати, у нас имеется ответ отдела ЖКХ городского акимата Кызылорды на конкретно эти жалобы жителей. Ответ нелогичный и малопонятный, но приводим его в пример того, что краем уха чиновники всё же слышат народ.

“Из-за пандемии в прошлом году многие люди работали удаленно. В связи с этим, а также дистанционным обучением, сократился пассажиропоток, снизились доходы перевозчиков. Поэтому предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, выставили свои автобусы на продажу и перешли в другой бизнес. Поэтому резко сократилось количество общественного транспорта, курсирующего по городу. В настоящее время не удается пополнить автобусами маршруты № 9, 20, 22, 3. В целях увеличения количества автобусов на линиях была направлена заявка в областной бюджет на приобретение 67 автобусов. В случае рассмотрения необходимых средств на приобретение автотранспорта, соответствующие работы будут проводиться поэтапно”.

Тяжкий долг – это самая крайняя бедность (французская поговорка)

Поясним, чтобы было немного понятнее читателям из других регионов. В Кызылорде обслуживает линии городского общественного транспорта автобусный парк, это товарищество с ограниченной ответственностью, а также небольшие ипэшки на условиях тендера, устраиваемого из раза в раз городским акиматом. У автобусного парка в активе полторы сотни единиц сравнительно нового автотранспорта и 5 центральных городских маршрутов. По остальным 27 маршрутам двигаются, уж какие есть, автобусы и маршрутки мелких фирмочек.

Исходя из ответа отдела ЖКХ, можно предположить, что дополнительно автобусы планируется закупить для автобусного парка, чтобы потом передать ему проблемные линии.

Безвозмездно передать товариществу транспорт, закупленный на бюджетные средства, закон не позволяет, их постепенно ТОО должно будет выкупать или платить за “подарок” еще каким-либо способом. Но автопарк и так агонизирует в долговой яме, более 90 автобусов здесь закуплено на заемные средства Европейского банка реконструкции и развития. И их надо отдавать. А проблем у ТОО, мешающих работать и зарабатывать, – море. Частные автопарки Кызылорды самовольно отменили льготы

Ганибек КАЗАНТАЕВ, аким города Кызылорды , в прошлые выходные даже провел совещание на территории ТОО “Автобусный парк Кызылорды”, чтобы самому взять под контроль ситуацию.

“В ходе встречи были проанализированы основные вопросы учреждения, обсуждено финансовое положение организации и пути ее реабилитации, – сообщили в пресс-службе Казантаева. – На сегодня лишь половина автобусов, находящихся на балансе автопарка, ежедневно курсирует. Основная причина неполноценной работы компании – частые поломки имеющегося у нее транспорта, несвоевременная доставка заказанных за рубежом запчастей для автобусов, в общем, простои части ресурсов. Всё это влияет на ежедневную выручку и мешает оказывать качественные услуги пассажирам. Аким города поручил подчиненным продумать конкретные предложения по увеличению мощности ТОО “Кызылординский автобусный парк” и предоставить их через 10 дней”.

Народ хочет знать!

Но для начала нужны открытость и прозрачность системы пассажирских перевозок, тогда и дальнейшую ситуацию здесь будет моделировать проще, с участием, к примеру, общественников и ветеранов сферы. Но акимат не желает обнародовать даже простейшую информацию, к примеру, на каких условиях работают в Кызылорде перевозчики? Что прописано у них в договорах, как они должны обслуживать пассажиров?

Информацию эту, как оказалось, невозможно получить даже через суд!

– Многие уже знают, какой бардак у нас в городе с пассажирским обслуживанием творится, об этом регулярно пишут в соцсетях и газетах, – рассказывает городской активист и талантливый юрист из Кызылорды Адильбек ЖИЕНБАЕВ. – В связи с этим есть вопросы. Имеют ли право пассажиры знать, как их должны обслуживать на автобусных маршрутах? Сколько должно выходить автобусов на каждый маршрут? С которого часа утром и до которого часа вечером они обязаны ездить? Каким техническим и санитарным нормам они должны соответствовать? Какие меры безопасности для жизни и здоровья пассажиров должны принимать компании, обслуживающие линии? Как они должны обновлять свой автопарк? Кому перевозчик должен предоставлять льготы на проезд, в каком объеме? Обязаны ли водители каждому пассажиру выдавать билет при оплате наличными или только по требованию пассажира? Для меня, юриста, ответ как бы очевиден, пассажиры имеют право всё это знать. Однако отдел ЖКХ акимата Кызылорды считает, что пассажиры не имеют такого права, и поэтому скрывает договоры на автобусное пассажирское обслуживание от нас, пассажиров. Здесь прикрываются какой-то “коммерческой тайной”. И при этом забывают, что это не какой-то коммерческий договор закупки товаров или услуг, это договор на обслуживание пассажиров! И потребителем услуг здесь является не отдел ЖКХ, а люди, жители города!

Казалось бы, акимат должен быть заинтересован в том, чтобы пассажирское обслуживание в городе было на должном уровне. И пассажиры, зная обязательства перевозчика по договору, всегда могут потребовать их исполнения. Но нет. Видимо, в мутной воде кому-то проще ловить рыбку.

Адильбек Жиенбаев обратился в суд с просьбой обязать акимат Кызылорды все-таки предоставить ему сведения, содержащиеся в договорах с перевозчиками.

– Удивительно, но Кызылординский городской суд, куда я обратился, занял сторону акимата, посчитав, что договор содержит коммерческую тайну и что мои интересы как пассажира не затрагиваются в этих договорах! – говорит юрист. – А как насчет права на свободный доступ к информации, гарантированный Конституцией страны и законами? Ведь там прямо указано, что любая информация из госорганов должна быть народу доступна, кроме той, которая содержит государственные секреты. И какая там может быть коммерческая тайна, если договоры подписываются в строгом соответствии с Типовым договором, утвержденным правительством? И кстати, в этом Типовом договоре нет ни слова о коммерческой тайне.

После городского дело рассматривалось в областном суде, и решение горсуда оставили в силе.

– То есть и областной суд считает, что пассажиры не должны знать об обязательствах, взятых перевозчиком по договору на обслуживание маршрута, – подытоживает Жиенбаев. – Но я не остановлюсь на этом, поскольку убежден в своей правоте. Теперь пусть Верховный суд рассудит, кто прав. Ведь этот иск я подал в интересах простых людей, которые ездят не на "Мерседесах", а в автобусах по нескольку раз в день.

Интрига сохраняется. Как и проблема доехать недорого на обычном городском автобусе из пункта “А” в пункт “Б”, если ты живешь в Кызылорде.

КЫЗЫЛОРДА