В казахстанских самолетах дебоширят мажоры, бизнес-леди и семилетние дети - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В казахстанских самолетах дебоширят мажоры, бизнес-леди и семилетние дети

В казахстанских самолетах дебоширят мажоры, бизнес-леди и семилетние дети

Деструктивные пассажиры (попросту хулиганы) – бич отечественных авиакомпаний. 22 человека находятся в “сером списке”. И самое время, считают авиаторы, вводить в Казахстане “черный список”. Это когда тем, кто строит из себя супермена, летать можно только во сне.

  • 30 Июня 2017
  • 11437
Фото - Caravan.kz

Как тут не вспомнить дебош на борту “Эйр Астаны”, который устроил семилетний пацан! “Вождя краснокожих”, владеющего ненормативной лексикой, с трудом усмирили взрослые дяди и тети. Мальца с рейса не сняли, долетел в целости и сохранности.

Статистика отечественного перевозчика “Эйр Астаны” красноречивее любых слов: 8 случаев деструктивного поведения на борту на 1 000 рейсов в год. В мире этот показатель – всего 2 случая.

За 5 месяцев этого года уже произошло 140 инцидентов. В 48 из них пассажиры пытались покурить, забыв, где они находятся. Шестеро угрожали бортпроводникам физической расправой. В результате 78 дебоширов сняли с бортов и передали в руки транспортной полиции. В 2016-м было 347, в 2015-м – 314 случаев хулиганства. А за последние десять лет их набралось аж 3 614!

40 процентов дебоширов были под градусом

В топ-пятерку самых сложных в этом плане рейсов вошли Алматы – Астана – Алматы (даже как-то неудивительно!), Алматы – Атырау – Алматы, Алматы – Дубай, Алматы – Анталья – Алматы. Рейс из Тбилиси – самый “курящий”, порой “отличается” и московский.

Интересно, сколько хулиганов летело бизнес-классом? По словам старшего менеджера по управлению рисками безопасности полетов “Эйр Астаны” Галии ТУЛЕПБЕРГЕНОВОЙ, такая статистика не ведется. Зато есть другая: в 40 процентах случаев “показательным выступлениям” способствовал алкоголь.

То, что вытворяют в самолете хулиганы (чаще это казахстанцы, но, бывает, показывают себя во всей красе и иностранные граждане), порой не поддается никакому объяснению. Вот сидела себе дама в бизнес-классе, и вдруг ее стали раздражать окружающие люди. Она подняла такой ор, что ее чуть не сняли с борта. Не сняли только потому, что та не “принимала на грудь” и после устного предупреждения сразу успокоилась. А через неделю написала жалобу на бортпроводников, которые якобы оскорбляли и унижали ее. Благо некорректное поведение бизнес-леди подтвердили другие пассажиры.

Скандально известный Максат Усенов – яркий представитель первого уровня угрозы деструктивного поведения (нарушение дисциплины, а именно: курение, пренебрежение правилами безопасности, нецензурная лексика, угрозы). Представители второго уровня (устные угрозы о физической расправе, порча имущества) тоже часто встречаются. К счастью, третьего, четвертого уровней (применение оружия, попытка угона воздушного судна и так далее) на бортах перевозчика не было. Но легче от этого не становится. Ведь любой дебош на борту – угроза безопасности полета. Дебошир Максат Усенов покинул Казахстан при огромной налоговой задолженности

Строптивых укрощают…ремнем

В этом году по вине деструктивных пассажиров задержано 14 рейсов. Общее время задержки составило почти 5 часов. В прошлом году такие пассажиры задержали вылет 42 рейсов на более чем 17 часов. Между прочим, любой дополнительный простой борта в аэропорту – деньги, причем немалые. Плюс недовольство пассажиров, которые опоздали на стыковочные рейсы. Были случаи, когда пьяные люди на борту пытались выбить стекло иллюминатора, открыть аварийную дверь и выйти, сходить по нужде возле туалетной комнаты, устраивали кулачные бои…

В прошлом году такой пассажир во время рейса Киев – Алматы начал избивать свою спутницу. Обстановка на борту накалилась настолько, что к хулигану применили спецсредства, ограничивающие движение: пластиковые наручники и фиксирующий ремень. Экипаж совершил незапланированную посадку в Самаре. Авиакомпания подала на него судебный иск о взыскании ущерба. Ведь затраты на такую посадку для высадки или передачи дебошира в руки полиции варьируются от 10 до 200 тысяч долларов. А еще это стресс для экипажа, сбой графика работы авиакомпании.

За последние шесть лет в 11 случаях во время опасных хулиганских выходок на борту бортпроводники вынужденно применили наручники и ремень. Мера крайняя – случись пожар, эвакуация пассажиров, за человеком в наручниках придется следить одному бортпроводнику. И на остальных ляжет большая нагрузка.

Во время пресс-брифинга по теме безопасности полетов на “подопытном” блогере нам продемонстрировали, как это примерно делается. Но “хулиган” оказался крепким орешком и разорвал наручники.

Почему бы тогда к таким не применять электрошокер, как в некоторых американских авиакомпаниях? Все просто: “супермен” может потерять сознание или умереть. Помощь пассажиров тоже нежелательна, пояснили авиаторы. И напомнили про рейс российской авиакомпании в Канаду, когда хулигана в бараний рог скрутили пассажиры, а у него остановилось сердце.

Слишком лояльные законы

Судите сами: по казахстанскому законодательству за невыполнение распоряжений командира воздушного судна или экипажа нарушителю грозит штраф всего в 3 МРП. За пользование сотовой связью не в режиме “полет” – 5 МРП, за мелкое хулиганство – штраф в 10 МРП или арест до 10 суток.

За создание ситуации, угрожающей безопасности полета, – 200 МРП или арест до 15 суток. Сюда относится и курение в самолете. Целых шесть лет (!) понадобилось авиаторам, чтобы ужесточить наказание за курение на борту: данная мера введена лишь в мае этого года. Ранее штраф за курение был просто смехотворный.

В международной практике существует внесение отъявленных авиадебоширов в “черный список” авиакомпаний на разные сроки. Внедрить такую же систему в Казахстане не позволяют слишком лояльные законы. В “Эйр Астане” имеется только “серый список”. Это значит, что за пассажиром устанавливается особый надзор во время его последующих перелетов, а также вручается письмо-предупреждение, что в случае повторного правонарушения авиакомпания может отказать в перевозке. Выйти из списка такой пассажир может спустя 3 года либо после 12 полетов без единого замечания.

Любители поскандалить

Представители авиакомпании давно поднимают этот вопрос, о нем прекрасно осведомлены и депутаты. Очень странно, что ратующие за безопасность полетов, снижение цен на авиабилеты, повышение вкусовых качеств сэндвичей народные избранники стараются обходить тему “черного списка”, как и ужесточения наказания для дебоширов в воздухе и на земле. Не потому ли, что разного рода ВИП-персоны периодически сами устраивают скандалы?

Так, экс-депутат мажилиса Серикжан Мукашев “прославился” за счет своего несдержанного поведения на борту самолета. Громкий общественный резонанс получил случай, когда в 2013-м топ-менеджер одного из банков Дархан Ботабаев пришел в офис авиакомпании в Алматы покупать билет, где стал браниться нецензурными словами в адрес сотрудницы “Эйр Астаны” и несколько раз ударил ее по лицу. В тот же год устроил скандал экс-замакима Макатского района Атырауской области Бигали Мейрамбек, летевший из Атырау в Астану самолетом авиакомпании “Скат”.

На днях Максат Усенов предстал перед судом за свое поведение на рейсе Алматы – Бангкок и отправился на 10 суток за решетку. Можно вспомнить и кулачные бои турецких бизнесменов на борту, и разного рода придирки депутатов к стюардессам вроде “мало улыбается”, “недостаточно красивая”, “не так накрашена”…

АЛМАТЫ