Необыкновенное и очень сильное место. До сих пор доподлинно неизвестно, как возник этот гигантский обвал. Мнения ученых разделились: одни считают, что мыс образовался после падения метеорита, другие же утверждают – происхождение Жыгылгана явно тектоническое, и огромный геологический оползень мог образоваться от мощного подземного толчка.
Съезжать по крутому склону нужно очень осторожно, новичкам и вовсе не советуют этого делать. Снизу провала есть небольшое озеро Куздакары. Это местный аналог Мертвого моря. Вода здесь настолько соленая, что без труда удерживает на плаву тело человека. Если хорошо поискать, можно найти и поляну, на которой растут совершенно необычные для полупустыни папоротники. Здесь же можно увидеть и полуразрушенные крепости XIV–XV вв., и множество наскальных рисунков.
Но удивительнее всего здесь камни, которые испещрены странными лунками. Если внимательно приглядеться, оказывается, что это следы давно вымерших животных.
– Это подушечки и четыре пальца – напоминает след гигантской кошки. Таких плит с оттисками кошачьих лап очень много на Жыгылгане – целые цепочки следов. Когда-то давно я задался вопросом – кто мог оставить эти следы, а потом выяснил, что это следы саблезубых тигров – махайродов. Появились эти звери около 15 миллионов лет тому назад, а исчезли уже в бытность появления первых людей – около 2 миллионов лет тому назад. Но как следы саблезубых кошек могли оказаться в морских отложениях? Казалось бы, всё это раньше было дном моря, но это не всегда было так – когда-то это была суша, как сейчас, – рассказывает археолог Андрей АСТАФЬЕВ.
Махайроды – это целый род подсемейства саблезубых кошек. Во времена миоцена и плиоцена различные виды махайродов населяли Северную Америку, Африку и Евразию. Свое название махайроды обрели из-за сходства их клыков с древними изогнутыми мечами, которых греки назвали махайрами. Вес наиболее крупных видов животных мог достигать 220 килограммов.
Археолог обращает внимание на валик, который видно за следом. По его словам, это означает, что саблезубый тигр когда-то пробежал здесь по влажной поверхности, возможно, по илу. Поэтому он делает вывод – скорее всего, это был берег какого-то водоема либо его высохшее дно. Но как такие четкие отпечатки лап могли сохраниться до наших дней? Ведь климат Мангистау очень суров, а ветер и солнце давно бы их уничтожили? И на этот вопрос у археолога есть ответ – эти следы были под плотным известняковым слоем, а когда он разрушился, то и обнажилось всё то, что было скрыто многие миллионы лет.
– Оползень, который сошел, вероятно, около 1 500 лет назад, обнажил пласт с этими следами, возраст которых около 10–12 миллионов лет. Этот горизонт был первоначально перекрыт пачкой известняков-ракушечников. В результате оползня она была сброшена и обнажила окаменевший илистый прослой. Возможно, что илистая поверхность могла быть перекрыта сухим ветровым наносом, а затем высохла. Поэтому следы и сохранились. Позже это всё погружается на дно древнего Протокаспия и перекрывается осадочным горизонтом. А затем 8 миллионов лет назад эта территория в результате подъема освобождается от морских вод, – добавляет археолог.
На тех же плитах на мысе Жыгылган есть следы и других животных. Например, далеких и вымерших предков современных лошадей – трехпалых гиппарионов. На плите отчетливо видны следы от их копыт. Андрей Астафьев предполагает, что гиппарионы могли быть главной добычей для саблезубых хищников.
Гиппарион – род древних лошадей, которые вымерли приблизительно 200 тысяч лет назад. Его представители появились в Северной Америке несколько миллионов лет назад, а после расселились по Азии и Европе.
Гиппарионы были миниатюрнее современных лошадей: высота в холке всего около 1,5 метра. Их размеры и дали название роду. “Гиппарион” в переводе с греческого означает “маленькая лошадь”. Ноги у древних лошадей были короткими, на них было три пальца.
АКТАУ