Таких женщин на всю страну менее полусотни, и всем им пришлось в свое время сделать выбор между работой и замужеством, собственными малышами. Что дает SOS-материнство стране, и будут ли в Казахстане SOS-папы? Все это мы постарались выяснить в столичной детской деревне “SOS-Киндердорф”.
Семья – это навсегда
Детская деревня совсем не похожа на детский дом, альтернативой которого, по сути, является. Ухоженные лужайки, аккуратные домики и много-много деревьев.
– Все деревья и цветы были посажены нашими детьми и сотрудниками, причем процесс все время продолжается. Так, у нас есть аллея молодоженов: выпускники нашей деревни, когда создают свои семьи, приезжают к нам и сажают вишню. Уже есть 11 кустов, самому старшему дереву 6 лет. Правда, я лично редко могу увидеть на них спелые ягоды – дети витаминизируются, – смеется директор “SOS Детская деревня Астана” Зауреш АРЫСТАНОВА.
Всего в 14 “семьях” столичной деревни воспитываются 63 ребенка. И это – именно семьи, где есть мама и 5–9 детей.
Как положено в семьях, утром здесь решают, что готовить на обед и кто будет убирать в доме, а вечером все дружно делают уроки, причем старшие помогают младшим. И родственная связь не прерывается, даже когда старшие вырастают и, по правилам “SOS-Киндердорф”, съезжают с деревни.
– Помню, когда я только пришла сюда, был у нас один мальчик. Он только окончил колледж и очень хотел поехать туда, где его нашли, чтобы узнать что-нибудь о своих корнях. Я ему говорю: “Ну, хорошо, давай подумаем, где ты деньги возьмешь”, а он мне спокойно отвечает: “Мне сестра даст”. Я удивилась, какая сестра, он же по документам один был найден. Потом он объяснил, что речь идет о сестре из SOS-семьи, которая уже выросла, встала на ноги, вышла замуж и живет в городе, – вспоминает Зауреш Арыстанова.
Таким образом, многие SOS-мамы уже бабушки. В столичной детской деревне 25 внуков, практически все они часто приезжают в гости. А дети ходят в обычные городские школы, в кружки и секции по интересам. Зачастую одноклассники даже и не знают, что с ними вместе учится ребенок не из обычной семьи.
– У нас нет госзакупок: весь бюджет перечисляется “маме” на специальную карточку, и она уже сама решает, что купить и как устраивать праздники. В общем, все как в настоящей семье. Только по итогам месяца она должна нам чеки для отчетности предоставить, – объясняет Зауреш Сакеновна.
Берегите маму. Она у нас одна
Но кто они, SOS-мамы? Как призналась директор столичной детской деревни, отбор на эту должность очень строгий. Кандидатки должны быть старше 28 лет, не замужем, не иметь несовершеннолетних детей. Предпочтение отдается тем, кто имеет педагогическое образование и опыт работы с детьми. Но и это еще не все. Женщины проходят многочисленные тесты только лишь для того, чтобы попасть в резерв. А потом с ними несколько месяцев работают психологи – готовят к новой роли. Потому что стать SOS-мамой на недельку или годик не получится. Надо как минимум рассчитывать свои силы на одну семью, а это 5–7 лет. Впрочем, чаще всего с должности “мамы” не уходят. Вот и получается, что по всей стране работают мамами менее полусотни человек.
Жанар РАХИМБАЕВА – представительница этой редкой профессии.
– У меня личная жизнь не сложилась. И вот когда был сложный период, знакомая предложила попробовать себя в роли SOS-мамы. Я подумала и согласилась. И вот уже 16 лет я мама. Есть, конечно, те, кто говорит, что я себя не люблю и не ценю, раз согласилась на такую работу, но я так не считаю. Я по-настоящему нашла себя именно здесь. Именно в роли мамы я счастлива, – рассказывает Жанар.
Как признается женщина, за эти годы случалось всякое. Были и нервные срывы, да такие, что приходилось ложиться в больницу, были бессонные ночи… В общем, все как в обычных семьях, только в несколько раз сложнее, потому что и детей много, и у каждого в прошлом – боль и надлом.
– Но когда видишь, как они вырастают и становятся успешными людьми, все плохое сразу забывается. Вот у меня сын один сейчас в аграрном университете учится на теплоэнергетика, это очень сложная профессия, там сплошные чертежи и высшая математика. Он недавно на похоронах побывал. Потом приехал к нам, обнял меня и говорит младшим: “Вы маму не терзайте, берегите. Она у нас одна”. Конечно, и я в тот момент расплакалась, и он сам…
О своих детях Жанар готова рассказывать бесконечно. Впрочем, какая мать сможет сдержаться и не похвастаться успехами своего ребенка…
И миссия SOS-мамы – отогреть обиженных жизнью детдомовцев и вырастить из них полноценных граждан страны, которые дорожат семьей и понимают, что им все по силам.
Ищется нянь
Так уж получается, что роль отца в SOS-семьях со временем выполняет старший сын. Но, как признаются женщины, работающие в детской дерене, мужское влияние детям необходимо. Без достойного примера мальчику очень сложно самому стать мужчиной. Пока роль если и не отца, то дяди исполняют офицеры Национальной гвардии. Они часто навещают обитателей детской деревни. Но не исключено, что со временем “SOS-Киндердорф” обзаведется и “папами”. Правила международной организации детских деревень с недавних пор это позволяют и даже приветствуют. Вот только согласятся ли казахстанские мужчины посвятить себя целиком и полностью воспитанию сирот? Зауреш Арыстанова уверена, что по всей стране с десяток таких самоотверженных граждан точно можно найти. И работа эта может стать уж точно поважнее некоторых, ведь здесь воспитывают новое поколение казахстанцев.
Справка “КАРАВАНА”
“SOS-детские деревни Казахстана” – неправительственная организация, которая существует на деньги спонсоров и частные пожертвования. По всей стране три детские деревни: в Алматы, Астане и Темиртау. В них воспитываются 295 детей-сирот. В 2001 году был принят Закон Республики Казахстан “О детских деревнях и домах юношества”, согласно которому модель семейного воспитания успешно претворяется в государственных детских деревнях. Таких деревень в стране 10, и их число продолжает увеличиваться.
АСТАНА