В редакцию “КАРАВАНА” обратился Виктор ВАСИЛЬЕВ. Рассказанная им история способна смягчить даже самые черствые души.
– Я доверенное лицо моей двоюродной сестры Барденко Тамары Анатольевны, – представился наш гость. – Так сложились обстоятельства, что мы с ней не общались более 40 лет…
Воспользовались ситуацией
– Что у вас случилось?
– В 2001 году был убит старший сын Тамары Барденко, в марте 2009 года она похоронила своего супруга, который состоял на учете в центре психического здоровья. За ним она ухаживала 13 лет, а в августе того же 2009 года на Капшагайском водохранилище избили и задушили ее второго сына.
Что и говорить, после всех этих трагических событий Тамара Анатольевна находилась в весьма тяжелом морально-психологическом состоянии. Чем и воспользовались мошенники.
– Когда они на нее вышли?
– Сразу после того, как моя двоюродная сестра получила в наследство частный дом от своей крёстной – Белинской Галины Николаевны, которая в прошлом году скончалась.
– А сама Тамара Анатольевна где проживала?
– В собственной квартире. Туда-то и попросился квартирантом один из ее знакомых. Молодой человек всё рассчитал точно. Прекрасно зная, что моя двоюродная сестра потеряла обоих сыновей, он, видимо, умело сыграл на ее материнских чувствах. Сказал, что обстоятельства сложились так, что ему в данное время негде жить.
– И Тамара Анатольевна ему поверила?
– К сожалению, да. Надо сказать, что моя двоюродная сестра еще с младых лет отличалась тем, что постоянно помогала людям, за что даже получила прозвище мать Тереза. Она согласилась, чтобы этот молодой человек жил у нее как квартирант. Однако за проживание не платил. Несколько раз он куда-то уезжал, потом возвращался. Наконец в 2014 году приехал с двумя своими друзьями. Правда, те к моей двоюродной сестре жить не просились. Но приходили в гости к своему другу каждый день. И времени даром не теряли!
Постоянно говорили хозяйке, что ее погибшие сыновья хотели иметь свой бизнес. Мол, вот, теперь и они тоже хотят открыть собственное дело, но денег нет.
Зная, что Тамара Анатольевна очень любит гранатовый сок, они постоянно приносили его. Возможно, они подмешивали в этот сок какой-нибудь препарат? Короче говоря, всё закончилось тем, что они втроем уговорили ее заложить тот самый частный дом, который она получила в дар от своей крёстной. Мошенники оформляют на казахстанцев огромные кредиты по ксерокопиям удостоверений личности
Женщина подписывала документы как под гипнозом
– И она согласилась?
– Да, но сейчас она говорит, что находилась словно под гипнозом. Кстати, дом этот не заложили, а продали, убедив сестру скрепить договор своей подписью. Видеозапись, сделанная в той нотариальной конторе, где совершалась эта, с позволения сказать, сделка, исчезла. И как раз в тот момент, когда прокуратура возобновила это уголовное дело, начатое в 2017 году.
– Дом кому продали?
– Посторонним людям, сейчас уже третьему владельцу.
– И что было потом?
– Молодой квартирант вместе со своими друзьями исчез, но через месяц Тамара Анатольевна нашла его и убедила оформить с ней договор займа на 30 миллионов тенге – то есть на стоимость ее дома. Этот договор имеется в материалах дела.
Кроме договора есть также и несколько расписок, в которых этот человек обязуется вернуть Тамаре Анатольевне 30 миллионов тенге. Последняя расписка датирована 4 февраля 2019 года.
– Но квартира у вашей двоюродной сестры осталась?
– Нет, квартирант сумел уговорить Тамару Анатольевну продать ее. Уверял, мол, чтобы выкупить дом, надо продать квартиру. Я считаю, мою двоюродную сестру подвергали мощному и профессиональному психологическому воздействию. Возможно, даже гипнотизировали. Иначе чем еще можно объяснить то, с какой легкостью она подписывала все эти документы?
Дело на контроле у министра
– Что вы предприняли?
– Обращались в полицию, началось расследование, но потом дело приостановили. Вся проблема в том, что моя двоюродная сестра собственноручно подписывала документы о продаже.
13 марта 2019 года я попал на прием к министру внутренних дел РК генерал-лейтенанту полиции Ерлану ТУРГУМБАЕВУ. Он взял это дело на свой личный контроль, а подозреваемого распорядился немедленно разыскать.
Кстати, как вскоре выяснилось, главный подозреваемый был дважды судим за подобные преступления – в 2011 и в 2015 годах. Первая судимость уже погашена, но в последний раз его осудили на 5 лет лишения свободы. Правда, наказание ему заменили условным сроком, однако до 7 июля 2020 года он является условно осужденным. Трем потерпевшим, которых он обманул, мошенник должен был выплатить 31 миллион тенге. Но ни одного тенге так и не вернул!
– Получается, что он обманул вашу двоюродную сестру, будучи осужденным?
– Да, но на очных ставках этот человек ведет себя вызывающе и заявляет, что никаких денег никому возвращать не будет. Кроме того, у меня сложилось такое впечатление, что расследование этого дела вновь забуксовало.
Что такое у нас получается? Дважды (!) осужденный гражданин, у которого еще не истек до конца срок второго наказания (!), вновь пытается обмануть граждан?
Позиция следствия понятна: если заявитель сам подписал документы, то сам он и виноват. Пусть идет в суд и там отстаивает свою позицию. Но, по мнению Виктора Васильева, следователь должен учитывать и личность того гражданина, на которого его двоюродная сестра подала заявление.
Раз он был осужден за мошенничество – получается, что суд признал его мошенником? И вероятно, на путь исправления он так и не встал и способен на новые подобные преступления?
Неужели следствие озабочено лишь тем, чтобы отправлять таких заявителей, как Тамара Анатольевна Барденко, в суд, чтобы они там решали свои проблемы в гражданско-правовом порядке?
А потом все картинно разводят руками, охают да ахают: как же такое могло случиться, что мошенничества оказались у нас на втором месте?! Там и до первого места недалеко.
АЛМАТЫ