Об этом “КАРАВАНУ” сообщил осведомленный источник. Вывод отечественной системы среднего образования из стен школ в Сеть поможет убить нескольких “зайцев”, утверждают апологеты идеи:
– Первый “заяц” – экономия бюджетных средств. В прошлом году отменили бесплатные школьные обеды, что позволило снизить нагрузку на казну. Но кризис продолжается, и надо искать новые пути экономии. Для чего содержать более 7 тысяч общеобразовательных школ, тратиться на их ремонт, другие расходы, платить зарплату техперсоналу, когда можно открыть интернет-школы? Тем более основа для этого в республике уже имеется: документальная закреплена в приказе министра образования и науки РК “Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям”, практическая – воплощается в проекте e-learning.
Напомним, e-learning – масштабный проект, включенный в Госпрограмму развития образования на 2011-2020 годы. С 2011 по 2014 год на электронное обучение было затрачено 27,5 миллиарда тенге. На период 2015–2017 годов предусматривалось еще 16 миллиардов тенге. И хотя сегодня нет ни одного отчета об эффективности проекта, оптимисты настаивают: за онлайн-обучением – будущее.
По ту сторону экрана
Опыт западных стран тому яркое доказательство. В Америке и европейских странах многие школы давно перешли на дистанционное обучение. Очевидные плюсы интернет-школ – доступ к учебным программам из любой точки, более гибкий учебный график, богатая мультимедийная электронная библиотека, более качественная система оценки знаний. Эффективность интернет-школ подтверждает и статистика. Кроме того, решится проблема психологического дискомфорта для школьников. Не всем детям нравится заниматься в группах, кому-то комфортнее общаться с учителем и одноклассниками по ту сторону экрана.
Ректор первого частного университета “Туран”, президент ассоциации вузов Казахстана Рахман АЛШАНОВ не исключает перехода отечественной классической школы в онлайн-формат:
– Данная идея обсуждается не первый год, в ней нет ничего сверхъестественного. Изначально она была связана с возможностью получения среднего образования для инвалидов. Также апеллировали к рациональному использованию госресурсов благодаря современным технологиям. Тем более в стране пока не решена проблема малокомплектных школ в труднодоступных районах. Вот проект e-learning, хоть его и критиковали, в ряде городских школ уже реализован – преподавание отдельных дисциплин ведется лучшими преподавателями на дистанционной основе, записываются видеолекции. Во многих школах для этого есть технические условия и опыт, как, например, в Назарбаев Интеллектуальных школах. Правда, пока проблема дистанционного обучения связана с качеством Интернета.
Собеседник “КАРАВАНА” также упоминает успешный опыт зарубежных стран, хотя и здесь не всё однозначно:
– В Америке общество в этом вопросе разделено на две части: одна приветствует современные технологии, другие настаивают на важности контакта преподавателя с учеником. В принципе идея школьного онлайн-обучения у нас реализуема, но я не уверен, готовы ли мы к нему. В старших классах это возможно, а для младших интернет-обучение пока стоит рассматривать как дополнительное, поскольку начальное фундаментальное образование нужно получать в традиционной форме. В обсуждении этого вопроса должны участвовать общественность, педагоги. Ожидаемо, что со стороны учителей будет сопротивление, ведь переход в Сеть означает потерю часов, хотя и здесь можно найти точки соприкосновения. Преподаватели могут не только читать курсы, но и консультировать, разъяснять, дополнительно помогать в освоении дистанционных технологий. Но к новому нужно двигаться не торопясь, не рубить сразу, а по мере готовности – чтобы с водой не выплеснуть ребенка.
Это нонсенс, глупость, “хотелка”!
Экономист Айдархан КУСАИНОВ считает, что отказ от традиционной школы не имеет ни экономического, ни политического, ни социального смысла.
– Одно дело, когда студент – взрослый человек – сам выбирает дистанционную форму обучения. И совершенно другое – когда в Интернете сидит и обучается первоклассник. Возле него должны стоять мама-папа или другие взрослые. Инициаторы идеи заявляют об экономии государственных средств при переходе школы в Сеть. Да, образовательный бюджет сократится, мы будем меньше платить учителям и меньше содержать школ, но по факту, сэкономив в одном, мы задействуем гораздо более дорогой ресурс. Если у вас сегодня 9 месяцев в году с 30 детьми работает преподаватель с зарплатой 100 тысяч тенге в месяц, то при переходе на дистанционное обучение 9 месяцев в году возле одного ребенка будет сидеть как минимум один взрослый, вынужденный оставить работу с зарплатой гораздо выше учительской. О каком экономическом эффекте может идти речь?..
Кроме того, подчеркивает эксперт, обучение в школе – это не только получение образования, но и целая культура социального взаимодействия. Однако экономист опасается, что разговоры о переходе школ на дистанционную форму могут воплотиться.
– Первый вброс уже сделан – предложение о коммерциализации деятельности школ в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), – говорит Кусаинов. – Сначала делается ГЧП, потом государственное участие сужается, а частное – расширяется. Но это принципиально неверные вещи, это саморазрушающая система. Система образования сама по себе – очень консервативная отрасль, в которой физически невозможно провести реформу меньше чем за 7–8 лет. А у нас трехъязычие собираются за короткий срок внедрить. Это нонсенс, глупость, “хотелка”! Увы, единственное направление развития, в котором наша страна выполняет четкие, стратегически последовательные шаги, – это направление разрушения системы образования. Бесконечные реформы, постоянное обновление предметов, расформирование академии наук, теперь вот обучение в Сети на горизонте…
Тем временем на состоявшейся в минувшую среду встрече министра образования и науки Ерлана САГАДИЕВА с общественностью было заявлено о новой концепции электронного обучения на 2016-2020 годы. Министр заявил:
– Никогда еще знания в таком объеме и с таким качеством не передавались в удаленном доступе. За последние 5 лет в мире произошла мощнейшая революция в интернет-образовании. Последние два года оставшихся скептиков, не веривших в качество преподавания в Сети, ведущие мировые образовательные консорциумы заставили замолчать. Результатами этой революции мы должны воспользоваться.
Адель НУРИЕВА, Астана