В Казахстане есть две беды, которые могут погубить здоровье граждан, – плохой воздух и несанкционированные свалки - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Казахстане есть две беды, которые могут погубить здоровье граждан, – плохой воздух и несанкционированные свалки

В Казахстане есть две беды, которые могут погубить здоровье граждан, – плохой воздух и несанкционированные свалки

На неделе министр экологии страны Магзум МИРЗАГАЛИЕВ презентовал мажилисменам обширный план по спасению нации.

  • 7 Февраля 2020
  • 2107
Фото - Caravan.kz

Платить все равно придется

Действующий Экологический кодекс существует с 2007 года и, как признают и чиновники, и эксперты, уже давно практически никак не влияет на экологию: объем вредных выбросов в атмосферу растет ежегодно и, если ничего не менять, то к 2030 году достигнет 3,6 миллиона тонн. Это в 1,5 раза больше, чем сейчас. Всё потому, что сегодня экологи могут лишь фиксировать факты загрязнения окружающей среды, штрафовать нарушителей – и снова фиксировать.

В новом Экокодексе профильное ведомство предлагает зайти с другого конца: масштабные экономические проекты будут оцениваться экологами еще до реализации, а соблюдение экологических норм будет в разы выгоднее, чем уплата штрафов.

Так, с 2025 года казахстанские предприятия будут внедрять у себя наилучшие доступные технологии (НДТ) – это фильтры, уменьшающие вредные выбросы, более экологичные способы переработки и т. д.

Первыми внедрять НДТ будут 50 крупнейших предприятий из нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей, на которые приходится 80 процентов выбросов страны. Вплоть до 2023 года минэкологии проводит технический аудит предприятий, по итогам которого будут разработаны отраслевые справочники НДТ. Еще в течение года на основе этих справочников будут выдаваться комплексные экологические решения, по которым предприятиям и надо будет преобразовываться.

Сколько денег понадобится бизнесменам на это – пока в минэкологии не знают, но обещают тем, кто внедрит НДТ, свободу от платы за выбросы.

Тем не менее крупные бизнесмены уже говорят, что денег на переоборудование своих предприятий им может не хватить. В минэкологии непреклонны: Общественники поставили вопрос о закрытии добычи на месторождении Кашаган

– В любом случае за экологию предприятия будут платить! Расходы на озеленение, плата за эмиссию и так далее – это достаточно серьезные суммы. За 2019 год они совокупно на эти мероприятия потратили 240 миллиардов, таким образом на внедрение НДТ в течение 10 лет будет примерно 2 триллиона тенге. Мы думаем, что этих денег должно хватить, – говорит Магзум Мирзагалиев.

Для тех, кто откажется меняться, будут увеличены платы за эмиссию. При этом штрафы за превышение объемов выбросов будут расти. За первое нарушение – в 10 раз, за второе – в 20 раз больше, чем сейчас.

Как подчеркивает министр, в Казахстане в полной мере заработает принцип: “Загрязнитель платит и устраняет”. То есть просто откупиться уже не получится – согласно новым нормам, предприятие должно будет полностью восстановить ущерб казахстанской экологии, причем срок давности по таким делам будет продлен с одного года до трех.

Черный снег – к модернизации?

Аккурат накануне презентации нового Экологического кодекса жители Темиртау в очередной раз увидели за окном черный снег. Карагандинский эколог Дмитрий КАЛМЫКОВ уверен, что существующие нормы никак не способствуют улучшению экологии города металлургов.

– Экологи регулярно находят на предприятиях “АрселорМиттал” нарушения, но что толку? Существующая система штрафов мало способствует их устранению. Кроме того, у нас люди всё же больше верят собственным глазам и носу, чем данным экспертиз. Поэтому должны быть созданы системы общественного экомониторинга. В новом кодексе они прописаны, – говорит он.

И действительно, согласно предложенным поправкам, общественность сможет активно участвовать в мониторинге экологической обстановки.

При этом все крупные предприятия обязаны будут установить у себя автоматические датчики учета вредных выбросов, данные с которых будут поступать госорганам, а все крупные экономические проекты обязаны будут проходить стратегическую экологическую оценку.

– Министр в своем выступлении привел пример: если бы 40 лет назад в Казахстане было СЭО, то проблемы Арала бы не было. Но это не только Арал! Это и Балхаш, и многое другое. Пока у нас “зеленая экономика” отдельно, а экономический рост – сам по себе. То есть мы сейчас вот этими поправками, по сути, стараемся зайти с другого конца трубы: не разбираться по итогам экономической деятельности с отходами и выяснять, почему же нет мусоропереработки или вот такое нерациональное энергопотребление, а изначально установить какие-то нормы экоответственности, через которые пропускаются все программы, – объясняет новый подход директор НОЦ “Зеленая академия” Бахыт ЕСЕКИНА.

Как надеется эксперт, новый Экологический кодекс действительно будет способствовать нормализации экологии в стране, и, как следствие, в Казахстане снизится количество болезней.

Кто не платит за мусор – отключим свет!

Но не стоит думать, что за экологию будут платить только промышленные гиганты. Простым казахстанцам тоже придется раскошелиться. Вы же помните, что вторая проблема отечественной экологии – это свалки?

По данным министерства экологии, в 2018 году количество несанкционированных свалок составляло 8 600, в 2019 году – уже 9 200.

Как отметил Магзум Мирзагалиев, в настоящее время отсутствуют полные сведения о предприятиях, занимающихся сбором, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов, имеются факты нарушений при обращении с отходами – это несанкционированные свалки, незаконное захоронение опасных отходов без предварительного обезвреживания.

Поэтому в новом Экологическом кодексе все эти предприятия должны будут пройти процедуру лицензирования.

Но собрать отходы – это полбеды. С ними потом надо что-то делать. Сейчас на полигонах уже скопилось более 120 миллионов тонн мусора, большинство свалок заполнено почти под завязку.

Чтобы решить мусорную проблему, минэкологии предлагает отходы сжигать, а полученную энергию продавать на аукционах – по аналогии с энергией от возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Это называется механизм “Waste to Energy”, он апробирован во многих европейских странах. Вот только стоит учитывать, что в Казахстане уголь дает дешевое электричество, а источники ВИЭ – дорогое. Как подсчитали депутаты, энергия из мусора будет стоить населению как минимум раза в два дороже, чем мы привыкли платить. В министерстве энергетики конкретных данных по будущим тарифам “Waste to Energy” пока нет, но министерство экологии уверяет, что это самый щадящий вариант для людских кошельков:

– Сейчас у нас в стране, если честно, мусоропереработки вообще нет. Инвестор не идет, потому что тариф очень низкий. Средний тариф на вывоз мусора – 200 тенге с человека. При этом по городу Алматы, в котором около двух миллионов населения, платят лишь 580 тысяч человек. Объективно надо поднимать тарифы на вывоз мусора в несколько десятков раз. Но мы понимаем, что это невозможно, поэтому и предлагаем продавать электроэнергию от сжигания мусора через аукцион, – объясняет Магзум Мирзагалиев.

В целом новый Экологический кодекс – это 800 страниц печатного текста, в котором даже специалисту разобраться очень сложно.

В состав рабочей группы по обсуждению предложенного документа вошли более 100 человек, среди которых представители различных ассоциаций, экологи и экономисты. Всем очевидно, что поправки нужны и задача рабочей группы – сделать так, чтобы нововведения и экономику не парализовали, и население не обанкротили, но и страну для потомков сохранили.

Нур-Султан