Раз уж мы провели такую аналогию, то и разберем ее с прицелом на нас и наш карман. Америку или какую-нибудь Европу рассматривать не будем, а возьмем наш родной Казахстан с его законодательством на этот счет. Основных законов здесь два: “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности” и “О платежах и платежных системах”. Пишу подробно, потому что эти нормы обязательны для исполнения хоть огромной нефтяной компанией, хоть кооперативом в один дом в 30 квартир.
Разберем пример: компания “Рассвет буржуазии” должна заплатить за транспортные услуги компании “Велосипед” 350 тысяч тенге. Если “Рассвет буржуазии” будет делать все по-честному, оформлять договор на реальную сумму, перечислять деньги через банк (безналичный расчет), то “Велосипед” будет обязан поставить себе эти 350 тысяч тенге в доход, уплатить государству с них 12 процентов НДС (налог на добавленную стоимость), затем включить в годовую прибыль, уплатив за это родному государству еще 20 процентов КПН (корпоративный подоходный налог).
При оплате безналом проверить сами операции не составляет труда ни для учредителей, ни для налоговых инспекторов. Сумма в платежке равна сумме в бухгалтерских документах, равна сумме в договоре. Даже неинтересно как-то: никто ни у кого ничего не украл. А вот если, скажем, директор “Рассвета буржуазии” будет работать на свой карман, а не на рост благосостояния учредителей, то он может предложить директору “Велосипеда” оплату наличными, только суммы будут там другие: не 350, а 700 тысяч тенге. Таким образом, оба директора могут положить себе в карман неплохой куш. Директор “Рассвета” – 350 тысяч, директор “Велосипеда” – тоже 350 тысяч. Ведь оплату наличными последний показывать в бухгалтерских документах не будет, ему это невыгодно, зачем платить почти 32 процента налогов. К слову, могут быть и другие варианты договоренностей между директорами, и суммы полученной ими мзды тоже могут меняться, но при любом раскладе учредителям “Рассвета буржуазии” будет это стоить много дороже, чем при безналичном расчете, а учредители “Велосипеда” либо получат меньше, чем должны были, либо вовсе не увидят денег. Выручил бы ситуацию фискальный чек – согласна, но как часто их пробивают…
Нам потом еще и платить
Вначале о причине нелюбви мировых правительств к операциям с наличными – при таких схемах “Велосипеды” уходят от уплаты налогов, как, впрочем, и “Рассветы”, ведь, увеличивая сумму, они тем самым сокращают свою прибыль и размер оплаты налога КПН. Так что нигде в мире этому не рады, а потому борются как могут. В Казахстане, например, ограничен размер оплаты наличными, который могут сделать предприятия. В 2017 году это составляет 2 269 000 тенге, или 1 000 МРП (Закон РК “О платежах и платежных системах”). Согласитесь, как раз наш размерчик – каэскашный, а потому нам об этом тоже важно знать. Ну а принцип обогащения управдомами при наличных сделках описан мною выше. Если вы замените название компании “Рассвет буржуазии” на название вашего КСК, то пазл сразу сложится. Именно так они и действуют, кладя в свой карман наши с вами денежки. Имею право: Большой секрет председателя
Правда, все ограничивается только разницей сумм в договоре, если ваш председатель заключил договор с компанией, то есть юридическим лицом. А вот если он умудрился подписать трудовое соглашение со специалистом на оказание услуг, то платить нам придется еще больше.
Приведу пример из жизни нашего КСК, тем более что криминальное совершенство оставило после себя такое богатое наследие, что его уловки мы будем еще долго разбирать.
Так вот, заключило наше местное зло трудовое соглашение на герметизацию рустов (стыки между панельными плитами по фасаду здания) с неким гражданином. Согласно документу, КСК заплатил ему 240 тысяч тенге наличными, исходя из объема работ: 70 метров по 3 500 тенге за каждый погонный метр. Новый председатель стала проверять – семидесяти метров не выходит и близко, кое-как дотянула до 30. А это уже совсем не 240 тысяч тенге, а 105. Недурной приработок – 135 тысяч тенге за раз из нашего кармана. Но это потери по схеме, описанной выше. Почему плохо то, что ушлая гражданка заключила именно трудовое соглашение, а не договор с юридическим лицом – с этой суммы КСК обязан еще заплатить налоги государству. 10 процентов ИПН (индивидуальный подоходный налог) и 11 процентов социальный налог, то есть 24 000 тенге и 26 400 тенге, всего – 50 400 тенге. Так что мало того, что она обворовала собственников на 135 тысяч, она еще и повесила на них дополнительно свыше 50 тысяч тенге налогов.
“Чистый” доход
Теперь о сборах наличными с собственников. Пусть вас не обманывают выданные управдомом квитанции о полученных средствах, он с легкостью может их “забыть” отразить в кассовом отчете, а денежки положить в карман. Вот как, например, делало это наше криминальное создание.
Не знаю уж почему, но мои соседи поверили на слово старушке об огромных поборах, чинимых биллинговыми компаниями за каждую строку в квитанции, и согласились сдавать наличными на ремонт кровли. Выходило в среднем по 25 тысяч тенге с квартиры. Когда я через суд “вытряхивала” из управдомши финансовые документы кооператива, та в том числе притащила кипу приходных ордеров, заполненных ее рукой. Подписи сдавших деньги в них отсутствовали, а значит, реальную сумму определить уже нельзя. Позднее, разговаривая с владельцем кабинета стоматологии, я узнала, что с них она сняла не 25 тысяч, а… 140. Как вы верно догадались, приходный ордер на эту сумму отсутствовал. Так был получен ответ на вопрос соседки: откуда у той деньги на капитальный ремонт квартиры? Оттуда – от сбора наличными. К слову, выяснить, сколько на самом деле стоил ремонт кровли, до сих пор не удалось.
Другой вариант “работы на себя” с наличкой. К примеру, не знают люди законов и не ведают, что каждые пять лет ремонт подъезда должен быть за счет ежемесячных расходов на содержание общего имущества, а не как-то там еще. Говорит им криминальное создание: а давайте вы сброситесь на оплату маляра, а я за счет денег кооператива краску куплю. Те прикинули, что 5–7 тысяч тенге – деньги небольшие, а жить в чистом приятнее, и согласились. Ремонт сделали, создание слово сдержало, белила она оплатила. Подвох в том, что услуги строителя, которые оплатили жильцы, она пропустила через бухгалтерию КСК, и сумму, помноженную на два, положила снова в карман. И так делается по любым видам работ.
Кто виноват – знаем, что делать
Ответ лежит на поверхности – запретить любые операции с наличными в своем КСК. Важно знать, что времена изменились, и все специалисты, оказывающие услуги в этой сфере, давно имеют зарегистрированные ИП или ТОО и банковский счет. Поверьте, добросовестные председатели есть, и у них договоры заключены с ИП или ТОО, а не со специалистом, и оплата проходит не наличными, а через банк. Наложить запрет вы можете решением общего собрания собственников кооператива либо самостоятельно, отказываясь давать нал ушлому управдому. Требуйте включения платежа в квитанцию, это будет стоить КСК 0,5 процента от общей суммы оплаты, то есть копейки. Заставить вас платить нал никто не имеет права. Если вы по каким-то причинам решили передать наличные, то в приходном кассовом ордере обязательно напишите, на что вы сдаете и на каких условиях – например, в счет ваших будущих платежей по расходам на содержание общего имущества. Писать это нужно как в основной части документа, так и в отрывной, которая остается у вас. И, конечно, ставить в обеих половинах свою подпись. Ну и важно знать о том, что если сделка совершена наличными, то обязательно в КСК должен быть фискальный кассовый чек типа тех, что нам дают в супермаркетах. Сейчас их выдают везде, в том числе и на строительных барахолках, нужно только потребовать.
Алматы