Моему открытию послужила вполне житейская история, которая могла произойти в любом городе Казахстана.
Одна моя давняя подруга обзавелась квартирой в престижном районе Алматы, сделала, как водится, ремонт по евростандарту, купила дорогущую мебель и созвала нас на новоселье. Гости пришли, охали, ахали: да как же все красиво, да как же все хорошо! А вот хозяйка была грустна: “Не знаю, может, и продавать придется”. Ответом на наши вопросы была демонстрация внушительных размеров трещины, пробежавшей от пола почти до потолка: “Вот, сегодня утром случилось, что делать и думать, не знаю. Говорила с соседкой, она говорит: а что вы хотели – у нас в подвале баня!”.
Вот это поворот! В семиэтажном жилом доме баня?! Такого, согласитесь, трудно ожидать. Не ожидала и наша подруга: как вы уже поняли, “добрые” хозяева, продавшие квартирку за хорошие деньги, ничего такого ей не сказали, а поскольку вывесок про баню во дворе не было, то новость для нее была еще та! Жить на водяной бане и ждать, когда твой дом рухнет, совсем не хотелось.
Отведя новоселье, мы с подругой отправились в КСК и вот там узнали, что все наше – не наше. “Дом не был зарегистрирован как кондоминиум. Вот этим и воспользовался один ушлый гражданин – выкупил у акимата подвал и сделал там баню”. Как это стало возможным, почему акимат выдал разрешение на открытие бани в семиэтажном жилом доме в сейсмоопасной зоне – все это темы для наших следующих публикаций. А вот поворот про отсутствие прав собственности на то, за что мы все, собственники, платим, это важный момент.
Поговорив с юристами, выяснили, что, действительно, КСК, так же как и жильцы, не является собственником дома, подвалов и пр., если дом не прошел официальную регистрацию в государственных органах. КСК, или кооператив собственников квартир – это вообще форма управления, которая может быть любой, например, ЖСК, ПКСК или ТОО. А вот право собственности наступает у собственников, извините за тавтологию, только когда они зарегистрируют дом в качестве кондоминиума. Тогда тебе и подвалы, и крыши, и все что хошь – все твое!
В Законе “О жилищных отношениях” за это отвечает статья 32 “Регистрация объекта кондоминиума”. Нашлись хорошие новости и для моей подруги и ее соседей – пункт 2 ст. 32 гласит: “До регистрации объекта кондоминиума сделки с общим имуществом не приобретают юридической силы…”, а значит, они недействительны и могут быть обжалованы в суде. Так что гудбай, баня!
Алматы