А ведь история его создания прочно связана с приездом воронежского переселенца Егора РЕДЬКО, имя которого сегодня оказалось забытым.
Редьковское яблоко
В 1865 году переселенец Егор Редько перевез в Семиреченский край всю свою семью, а также саженцы фруктовых деревьев. Среди них был и апорт – для нашего региона сорт новый, но, по разным данным, известный на тот момент в Польше, Украине и России.
– Прапрадед вез саженцы в бочках на быках довольно длительное время из Воронежской области. Там он был известен тем, что занимался плодоовощеводством. В Верный направился по указанию царя, чтобы помочь казахскому народу выращивать овощи, фрукты на земле, – рассказывает праправнучка Егора Редько Надежда ТАЮШОВА. – Он ехал вместе с семьей в течение года, может, больше. Кстати, в дороге у него родился ребенок. В районе Актюбинска Егор даже принял участие в борцовских соревнованиях, где без подготовки занял призовое место – эта история у нас передается из поколения в поколение. То есть он был физически сильным человеком, крепко сложен, потому-то и смог преодолеть такой дальний путь до Семиречья. К слову, вез он в бочках не только саженцы яблони, но и грушу, знаменитый сорт “лесная красавица”, сливы, черешню, вишню и другие.
История гласит, что саженцы апорта на родине селекционера ничем выдающимся не отличались. Пока здесь не были скрещены с яблоней Сиверса – известной в качестве прародительницы всех яблок на земле. Результат оказался ошеломляющим: плоды получились очень крупные, вкусные, ароматные, красивые, всем на зависть!
– Дичка Сиверса росла в здешних горах, именно с ней он и начал скрещивать привезенные саженцы. В результате этой селекции и был выведен знаменитый апорт, впоследствии названный алматинским. Новый сорт был наделен такими качествами, как красота, аромат и вкус, – продолжает Надежда Таюшова. – Если яблоки в сентябре снимали, то до мая их можно было хранить. Когда выведены были первые яблоки, их прозвали “редьковскими”, но название не прижилось.
Золотая медаль от главы города
Надежда Матвеевна показывает редкое архивное фото – Егор Редько и его семья на фоне своего дома и фруктового сада в Верном.
– Здесь ему выделили землю, он собственными руками возвел большой добротный дом, который до сих пор стоит на прежнем месте в центре Алматы, – говорит она. – Моя бабушка рассказывала, что в его саду произрастали и апорт, и груша “лесная красавица”. Сады, которые он высаживал, располагались, начиная от нынешних районов Зеленого базара и вверх – до Медеу.
Известно, что генерал-губернатор Семиречья Герасим Колпаковский всячески поощрял разведение плодовых садов, активное высаживание деревьев, способствовал превращению Верного в город-сад.
– У прапрадеда были очень хорошие отношения с Колпаковским, вплоть до того, что они вместе крестили детей. Генерал-губернатор стремился, чтобы город развивался, и очень помогал прапрадеду в этом вопросе. Он даже наградил Егора Редько большой золотой медалью за выведение нового сорта яблони. Данный сорт как только не называли – “редьковское яблоко”, “верненский апорт”, “апорт Александра”. Однако в историю города он вошел как “алматинский апорт”.
У Егора Редько было 3 сына – Филипп, Петр и Павел. Надежда Таюшова – потомок по линии Павла. Она отмечает, что сыновья разъехались из родительского дома по разным частям города, один жил в районе нынешней улицы Саина, другой – села “Прямой путь” Каскеленского района, где продолжали дело отца – занимались разведением яблонь. На сегодня в Алматы проживают и хранят память о Егоре Редько его праправнучка Галина Круппа и правнук Борис Шепелев.
– У наших предков заложено, что нас тянет к земле, что-то выращивать. Мама моя работала в пригороде Алматы, в Каменке. Им там дали участок в начале 20-х годов. Я всю жизнь там прожила и до сих пор во снах вижу это место. Какая красота была! Она занималась выведением груш, яблок и многого другого. Все плоды перерабатывались на Плодоконсервном комбинате, – вспоминает собеседница.
Спрашиваю, часто ли у них в доме бывает знаменитый алматинский апорт?
– Часто покупать не получается, потому что его практически нет. Я слышала, что где-то в Есике, Талгаре есть сады, где его выращивают. Самое главное для апорта – природные условия, предгорье, экологически чистое место. Видимо, оттого что дичка Сиверса произрастает в горной местности, это способствует развитию плода. Везде, на всех выставках, куда бы ни возили эти яблоки, они занимали призовые места. Апорт действительно сочный, вкусный, необыкновенный. Конечно, очень жаль, что мы его теряем. Может, найдутся современники, которые продолжат дело. Чтобы возродить апорт в былых масштабах, этим надо заниматься, нужны люди, которые любят трудиться на земле. И, конечно, не обойтись без помощи государства.
Егор Редько не делал из своей селекции никакого секрета, наоборот – раздавал черенки соседям, всем желающим. Впоследствии популярный сорт получил широкое распространение во всем регионе. Однако выращивать апорт – не каждому было под силу. Яблоко это капризное, предпочитает строго определенную высоту для произрастания – между 900 и 1 200 м над уровнем моря. Именно особый микроклимат сделал алматинский апорт таким, каким его все узнали и полюбили. Правильные условия произрастания влияют на конечный результат – на вес, цвет и вкус плодов. А вес апорта впечатлял обывателей – одно яблочко могло спокойно доходить до полукилограмма, а иные образцы достигали почти килограмма.
Популярность своего нового сорта автор, Егор Редько, успел застать еще при жизни.
– Конечно, он был доволен результатом селекции и рад был стараться для города, – комментирует Надежда Матвеевна. – Он всегда был очень щедрым человеком. Бабушка рассказывала: как к нему ни придешь, у него был фартук с карманами, а в нем – деликатесы того времени – конфеты, где бы он ни встречал детей – угощал их. И еще, он был верующим. Откуда родом чудо-яблоко апорт
В более поздние времена апортом восхищался генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. Рассказывают, что из Алма-Аты в Москву были специальные регулярные поставки. Еще раньше превосходные качества верненского яблока оценили на Парижской плодовой выставке в 1900 году, затем, в 1908 году – на Маннгеймской выставке плодоводства в Германии. Надо ли говорить, что везде оно производило фурор. Апорт также быстро завоевал близлежащие рынки и сердца покупателей. Есть сведения, что его вывозили гужевым транспортом за 700 и более верст в Сибирь и на юг – к железнодорожным станциям, а также отправляли почтовыми посылками. Кстати, уже во второй половине XX века апорт станет едва ли не самым желанным гостинцем из Казахстана.
Будет ли памятник?
Родственники Егора Редько хотели бы, чтобы в Алматы появился памятник отцу алматинского апорта, ведь многие современники не знают об этом человеке. Он стал бы хорошим напоминанием о значимых заслугах верненского садовода в создании и разведении апорта.
– Мы в акимате были, писали письма в 2004, 2007, 2016 годах с просьбой установить памятник в честь Редько в городе или назвать улицу его именем. Собирали подписи среди неравнодушных жителей. Несколько лет назад улице в верхней части города Алматы (в районе микрорайона "Каргалы") дали имя Егора Редько. Но в таком районе, где ее никто не знает и не видит, к сожалению, он вообще там никогда не был. Этот человек оставил такое наследие, это часть истории Казахстана, считаю, что ее должны знать.
По словам Надежды Таюшовой, похоронен был Егор Редько на территории, где сейчас расположен аграрный университет в Алматы. И она очень надеется, что власти разрешат установить там хотя бы бюст Редько, чтобы новое поколение, студенты не забывали о селекционере.
До сих пор ностальгия по апорту не отпускает многих, и по-прежнему равного этому яблоку нет в целом мире. Возможно, что лучшим памятником Егору Редько будет возрожденный апорт.
АЛМАТЫ