– Мы его теряем!
– Разряд!
– Больница, срочно готовьте операционную!
На больничном крыльце стоят с каталкой санитары. Им бы в рекламе дорогих костюмов сниматься. Двери операционной распахиваются, чтобы принять тяжелого пациента, а через час выходит врач – уставший, но счастливый. Еще одна жизнь спасена.
Только что вы прочли не отрывок из сценария фильма о врачах, а зарисовку о будущем казахстанской скорой помощи.
К врачам неотложки невозможно относиться равнодушно: те, кого спасли, чьих родственников и знакомых врачи буквально вытащили с того света, безгранично им благодарны. Но есть и те, к кому не успели, чью болезнь не распознали, кого до больницы не довезли…
По данным “KazMedConsult”, в 2016 году умирали до прибытия скорой помощи либо по дороге к больнице 33 050 пациентов, более 500 тысяч вызовов были отработаны с опозданием.
При этом реанимационная деятельность сотрудников была успешной лишь в 27,4 процента от общего числа попыток.
ТОО разработало проект по усилению работы скорой и неотложной медицинской помощи. Первая и самая заметная для обывателя инновация в его рамках – покраска всех карет скорой помощи в желтый цвет.
– Время прибытия достигается несколькими путями. Во-первых, должен быть свободный проезд. Поэтому мы и начали ребрендинг автомашин: они должны быть видимыми и слышимыми издалека. Также нам обязательно нужно, чтобы все кареты скорой помощи были оборудованы GPS-маяками, чтобы мы видели, какая из них ближе всех находится, и могли отправить ее на вызов, – объясняет руководитель команды экспертов Нуржан ОТАРБАЕВ.
Разработан был также протокол разговора диспетчера с пациентом. В итоге, как уверяет наш собеседник, удалось снизить число опозданий на вызовы до 450 тысяч случаев ежегодно, хотя расчетное время сократилось с 25 минут до 15.
Но время прибытия скорой помощи – это не единственный компонент успешной реанимации. Очень важно, чтобы врачи были квалифицированными и четко знали, что им делать.
– Мы стремимся к универсальности. Раньше было строгое деление: кардиологическая бригада, педиатрическая, реанимационная. Но на самом деле они все должны быть универсальными специалистами. Представьте: ДТП, в котором пострадала вся семья. И бригада должна квалифицированно оказать помощь всем. Поэтому сейчас, на базе медицинского университета Семея, мы внедряем специальность “Emergency doctor”. Сначала это были курсы повышения квалификации, сейчас уже набирают резидентуру по данной специальности, – объясняет Нуржан Отарбаев.
Также в рамках проекта пересмотрена структура организаций скорой медпомощи. Теперь руководит всеми областными станциями Национальный центр координации. Отчитываются областные центры также перед управлением здравоохранения, но как работать и чему учить сотрудников – решает именно Национальный центр, подотчетный минздраву. Меняется постепенно и работа приемных отделений. Без особой необходимости вызвал 03 – плати штраф: почему скорая едет так долго?
– Я везде прошу: перестаньте их называть приемными покоями! Это не покой, это отделение экстренной медицины, где всё должно быть готово принять срочного тяжелого пациента. До недавнего времени все услуги, которые этими отделениями оказывались, не оплачивались. То есть врачи лечили пациентов, отпускали их домой – и всё. Соответственно, эти организации испытывали постоянный дефицит финансовых средств. А если есть дефицит финансов, значит, нет ни качественного развития, ни закупа оборудования, ни повышения квалификации кадров.
Сейчас уже, в рамках ОСМС, разработан тариф, я думаю, что с января он будет внедрен повсеместно, и тогда отделения экстренной медицины заработают так, как надо: когда приближается скорая, двери открываются автоматически, пациента тут же забирают, делают ему “3H” (триаж), и все движется вокруг человека.
Такой системный вопрос требует обширной финансовой поддержки, – говорит Нуржан Отарбаев.
Триаж-система – это распределение согласно срочности. В приемных отделениях уже появились специальные медсестры и доктора, обязанность которых – определить тяжесть состояния пациента. В планах экспертов проекта по модернизации скорой помощи – широкое внедрение такого понятия, как “помощник врача”. Это может быть интерн, который не на время короткой практики, а на постоянной основе работает в больнице, помогает в реанимации экстренных больных.
Такая система уже внедряется в качестве пилота, что, по словам Нуржана Отарбаева, дает свои результаты. Так, уровень успешности реанимационных действий повысился до 46,7 процента. План на ближайшие годы – спасать трех пациентов из четырех, то есть довести этот показатель до 75 процентов.
НУР-СУЛТАН