Ни один стратегический документ Казахстана не учитывает демографическую составляющую, у нас нет госоргана, отвечающего за политику в этой области, а данные ведомств по ключевым показателям (миграции, смертности и т. д.) разнятся. Между тем демографические риски в стране растут с пугающей скоростью.
Ни органа, ни видения
Какие это риски и как их минимизировать, обсудили участники дискуссии, организованной НИЦ “Алтайтану” Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова. Как подчеркнула эксперт НИЦ “Алтайтану” Нелли КРАСНОБАЕВА, демографические показатели являются одними из наиболее объективных индикаторов эффективности работы госинститутов:
– Усредненные варианты цифр по республике имеют место, но для оценки рисков нужен региональный подход, который позволит оценить специфику и проблемы каждого региона. А у нас демографические данные оторваны от других – экономических, социально-культурных и прочих.
Магистр демографии Аяулым САГЫНБАЕВА отметила, что Казахстан еще не решил, по какому пути идет – реализует ли патерналистскую политику или делает ставку на качественный состав населения.
– У нас отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы демографической политики, нет уполномоченного органа в этой области. Мы наблюдаем раздробленность процесса: данные по смертности и рождаемости – у минздрава; по миграции, рынку труда, пособиям – у минтруда и соцзащиты; вопросы брака и разводов – у мининформации и общественного развития, но цельного видения нет.
Демографическое развитие, в том числе этнодемографическое, в Казахстане разрозненное, нет параметров для регионального развития в части демографических показателей. Ни один программный стратегический документ у нас не связан с демографической составляющей, – констатировала эксперт.
В частности, мы пытаемся развивать МСБ, аграрный сектор и другие сферы, но нигде не упоминаются вопросы связи с демографическим развитием. Даже оценка и прогнозы необходимых трудовых ресурсов не связаны с демографическим прогнозированием.
У кого – убыль, у кого – взрывной рост
Директор НИЦ “Алтайтану” Жанна АУБАКИРОВА среди демографических рисков Казахстана, помимо огромной и слабо заселенной территории, региональных особенностей и складывающихся на этом фоне противоречий, назвала высокие темпы урбанизации при малом количестве городов.
– И это на фоне низкой или недостающей социальной инфраструктуры городов, расширения “поясов бедности” вокруг них и сверхконцентрации населения в точках роста. В то же время происходит обезлюдение, опустынивание территорий, крайне остро – приграничных северных и восточных. Особые проблемы с социально-демографической точки зрения несут три агломерации – Нур-Султан, Алматы и Шымкент, – сказала эксперт.
Повышают демографические риски высокий удельный вес молодежи и молодежная безработица, особенно в густонаселенных регионах, а также старение населения на севере и востоке страны.
– Январские события отчетливо и трагично показали эту сторону, эту реальность, которая требует колоссального внимания со стороны государства. Фактически складываются две кризисные модели: первая – депопуляционная (в Северо-Казахстанской и Костанайской областях, где идет естественная убыль), вторая – модель взрывного роста населения, характерная для юга и запада страны. И эти проблемы важно рассматривать не с точки зрения среднестатистических показателей, а в региональном разрезе, – уверена Аубакирова.
Отрицательные значения
Эксперт по демографии Аяулым Сагынбаева отметила, что в пандемийные годы в Казахстане снизились потоки иммиграции, а после отмены ограничительных мер увеличились эмиграционные потоки и, как следствие, возросло отрицательное сальдо миграции.
– Темпы роста населения остались на прежнем уровне только благодаря тому, что в 2020–2021 годах у нас случились беби-бумы, которых не было ни в период Советского Союза, ни за всё время Независимости. Совокупно за эти годы в Казахстане родилось более 800 тысяч младенцев.
В 2021-м по сравнению с 2010-м численность населения увеличилась на 2,9 миллиона человек. При этом естественный прирост составил 3 миллиона, а отрицательное сальдо миграции превысило 150 тысяч человек.
То есть демографическое развитие Казахстана зависит только от естественного прироста, – сделала выводы специалист.
По ее данным, за последние 11 лет в пяти регионах – Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях – миграционная убыль совокупно составила более 284 тысяч человек. Самая большая доля приходится на ВКО – отрицательное сальдо миграции составило 128 тысяч человек. Единственный регион с положительным сальдо миграции – СКО, но значения здесь небольшие – 5,3 тысячи человек.
– В этих регионах проживает не так много населения – на начало 2022 года – 22,1 процента от всего населения страны. Естественный прирост здесь составил всего 230 тысяч человек. Продолжительное снижение рождаемости и увеличение смертности ежегодно приводят к риску депопуляции. А в СКО и Костанайской области последние два года отмечается не только отрицательный миграционный рост – естественный прирост имеет уже отрицательные значения, – сообщила эксперт.
Кроме того, данным регионам свойственно старение населения – удельный вес тех, кому больше 65 лет, превышает 10 процентов, сокращается количество трудоспособных людей.
Оседают там, где и так густо
Аяулым Сагынбаева сообщила результаты социологического исследования по оценке реального вклада репатриантов в демографическую ситуацию в республике.
– В ходе работы мы выявили существенные диспропорции и несовпадения статданных МВД, минтруда и Бюро национальной статистики за период 1991–2021 годов. По данным БНС, на территорию Казахстана на ПМЖ въехало или иммигрировало 755 тысяч казахов. В этот показатель вошли не только репатрианты-казахи, но и граждане Казахстана, которые ранее переехали в другие страны на ПМЖ и вернулись обратно. А, по данным минтруда, статус кандаса получили и въехали на ПМЖ, получив казахстанское гражданство, 1 миллион 200 тысяч человек. Это огромная разница! – акцентировала Сагынбаева.
В числе въехавших и получивших статус кандаса и попавших в статистику минтруда есть лица, первоначально въехавшие как временно прибывающее население. В составе численности населения и как мигранты в органах статистики и МВД они не фиксируются.
– Итоги наших исследований показали, что основная часть репатриантов переселяется в южные регионы, которые и без того перенаселены. И только одна четверть от числа репатриантов оседает на северо-востоке. Проблемы – в их интеграции и адаптации. Эти вопросы не регулируются ни работой местных исполнительных органов, ни нормативно-правовыми документами.
Ужасы в прошлом, а риски – остались
Главный научный сотрудник НИЦ “Алтайтану” Элеонора СТОЛЯРОВА заметила: чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем большую демографическую нагрузку она может себе позволить, и наоборот.
– Когда же приходится биться за прямое физическое выживание, возможности поддерживать нетрудоспособное население очень малы. В истории распространенными практиками были геронтоцид и инфантицид – детоубийство и умерщвление стариков. Те ужасы остались в далеком прошлом, а проблема демографической нагрузки не теряет своей актуальности, – сказала эксперт.
В Казахстане в период 2009–2020 годов во всех регионах и в целом по стране суммарная демографическая нагрузка росла. И если проблемы, связанные с нагрузкой детьми, концентрируются на юге и юго-западе республики, то проблемы, вызванные ростом доли пожилого населения, постепенно захватывают всю территорию Казахстана.
– Однако демографическая нагрузка – это не только проблемы, но еще и большой потенциал. Вопрос в том, во что выльется рост этого показателя у нас – в реализацию потенциала или в усугубление рисков с переходом их в угрозы, – заметила социолог.
Риски нагрузки детьми способны привести к росту заболеваемости и инвалидизации в младших возрастных группах, снижению качества и доступности образования и в перспективе – к росту молодежной безработицы.
– В числе возможных негативных сценариев – увеличение поколения NEET (не работающая и не обучающаяся молодежь), рост насилия в отношении детей и подростков, вовлечение их в противоправную деятельность, радикализация сознания в подростковой среде, сиротство, беспризорность, – продолжила Столярова.
– Риски, связанные с нагрузкой пенсионерами, заключаются в социальной заброшенности пожилых, в сокращении ожидаемой средней продолжительности жизни, в снижении качества жизни представителей старших поколений, в росте возрастной конкуренции на рынке труда.
Не можем себе позволить
Обострение этих рисков неминуемо приведет к усилению социального запроса на определенные виды деятельности и развитие конкретных сфер экономики.
– Если это понимание ляжет в основу планирования каждой конкретной территории, то можно получить огромный плюс с точки зрения занятости в будущем, – подчеркнула социолог Элеонора Столярова. "Приезжайте к нам, жильем и работой обеспечим”: как маленькое казахстанское село спасают через WhatsApp
– Через 30–40 лет эти риски приобретут для нашей страны невероятную актуальность. Хотя для северо-восточных территорий они чрезвычайно остры уже сейчас. А пока темпы социально-экономического развития не дают оснований говорить о том, что Казахстан может позволить себе такую демографическую нагрузку.
Резюмируя, эксперты подчеркнули: национальные проекты не учитывают демографические реалии, вследствие чего объективно измерить их эффективность невозможно.
– Здесь и пенсионное обеспечение, программы развития территории, оценка эффективности деятельности акимов. Ни в одном отчете акима вы не увидите анализа демографической ситуации и рисков. В будущем рейтинге оценки работы областных акимов и градоначальников будет учитываться состояние дорог. Но нужно привязать к рейтингу и учет демографических показателей, потому что они, среди прочих факторов, составляют национальную безопасность страны, – заключили участники обсуждения.
Нур-Султан