Об этом и многом другом мы решили узнать у руководителя управления образования города Алматы Ляззат ЖЫЛКЫБАЕВОЙ.
– Несмотря на страхи родителей и детей, дистанционное обучение завершилось. Насколько оно было успешным? Какие итоги вы можете подвести?
– Учебный процесс в текущем году завершился не совсем в традиционном формате. Если студенты высших учебных заведений и колледжей нашего города, применяя отдельные элементы работы в онлайн-режиме, имели определенный опыт в этом вопросе и, что скрывать, были чуть лучше готовы к дистанционному обучению, то учащиеся школ столкнулись с подобной задачей впервые.
Всю 4-ю четверть без преувеличения можно назвать периодом испытаний как для детей, так и для их родителей и учителей.
Непросто было всем. В первую очередь перед нами стояла задача в очень сжатые сроки провести мониторинг готовности более 276 тысяч наших школьников и более 18 тысяч учителей к дистанционному обучению, начиная от обеспечения их компьютерами и Интернетом до обучения методам и приемам работы.
Благодаря поддержке акимата города Алматы, министерства образования и науки Республики Казахстан, социальных партнеров и спонсоров все организационные задачи по переходу наших школьников на дистанционное обучение были своевременно решены, и сегодня мы можем говорить о том, что нам удалось успешно выстроить учебный процесс в этих непростых условиях.
Для оказания консультационной помощи и обеспечения обратной связи было открыто более 30 call-центров, куда в большинстве случаев обращались именно родители. Думаю, что такое активное участие в учебном процессе, их поддержка и внимание были просто необходимы школьникам, и мы, конечно, охотно консультировали родителей по всем интересующим их вопросам.
Важно отметить, что благодаря принятым мерам скорректированный в этом году учебный процесс не отразился на качестве знаний наших школьников. И это самое главное. Об этом свидетельствуют и итоги мониторинга, который мы провели.
В 2020 году обучение в 205 государственных и 61 частной школах Алматы завершили 9 299 выпускников, из них обладателями знака “Алтын белгі” стали 548 выпускников, а аттестаты с отличием получили 746 выпускников. Особо отличившихся выпускников даже больше, чем в прошлом году.
Общий показатель качества знаний учащихся по городу составил около 70 процентов, что не ниже показателя прошлого учебного года.
Безусловно, это результат проделанной работы за весь учебный год, но важно и то, что создавшаяся эпидемиологическая ситуация не стала непреодолимым препятствием в получении детьми знаний, в овладении жизненно важными навыками и умениями.
– А каких еще результатов достигли школьники Алматы в завершившемся учебном году?
– Наши учащиеся являются активными участниками олимпиад, конкурсов и соревнований самого различного уровня, и нами ежегодно проводится системная работа по выявлению и поддержке одаренных школьников.
В течение 2019/20 учебного года учащиеся Алматы завоевали 124 золотых, 218 серебряных и 989 бронзовых медалей на городских, республиканских и международных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.
Все эти достижения – есть результат высокого потенциала учителей и разносторонних способностей наших детей. Эту работу мы, конечно, будем развивать и дальше.
– Минздрав не исключает, что к осени можно ожидать очередную вспышку коронавирусной инфекции. В этой связи в обществе муссируются слухи, что, возможно, в сентябре дети вновь будут обучаться дистанционно. Как в таком случае будет организован учебный процесс?
– Благополучного разрешения эпидемиологической ситуации, конечно, ждут все, но при этом нельзя забывать о соблюдении санитарных рекомендаций и мер безопасности. В целях улучшения общей ситуации каждый из нас должен проявить ответственное отношение к себе и окружающим, в первую очередь – к детям. Их безопасность и здоровье – главные приоритеты нашей работы.
В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции в марте текущего года была приостановлена деятельность дошкольных учреждений, организаций дополнительного образования, раньше обычного школьники ушли на весенние каникулы. Эти и другие меры были направлены на недопущение ухудшения эпидемиологической ситуации.
Вместе с тем общая подготовительная работа к новому учебному году уже начата. Прежде всего она касается методической подготовки учителей.
Кроме того, мы проанализировали работу, проделанную в течение 4-й четверти этого учебного года, учли все плюсы и минусы, изучили рекомендации и мнение родителей и учителей.
Думаю, что все задачи, которые перед нами будут поставлены с учетом эпидемиологической обстановки, мы обязательно выполним.
– Во время дистанционного обучения многие дети и особенно родители по-новому взглянули на учительский труд. Какие меры принимаются сегодня в городе по поддержке учителей?
– Профессия учителя всегда считалась одной из самых благородных и важных для общества. Не случайно, что и принятие Закона Республики Казахстан “О статусе педагога” направлено на сокращение нагрузки, ограждение от проверок и освобождение от несвойственных функций, защиту чести и достоинства педагогов. Все эти меры очень важны для их поддержки.
В период дистанционного обучения, когда нагрузка на учителей увеличилась в разы, многие смогли убедиться в том, каким непростым и ответственным является их труд.
Как представитель сферы образования, я, безусловно, всегда буду за объективную оценку труда преподавателя, за уважение к учителю и надеюсь, что в этот непростой период взаимоотношения между учителями и родителями будут только укрепляться и развиваться в русле взаимного уважения и доверия.
Вы хорошо знаете, что в ходе августовской конференции в преддверии 2019/20 учебного года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич ТОКАЕВ поручил увеличить заработную плату учителей в два раза в течение 4 лет.
Во исполнение поручения главы государства учителя Алматы уже с января текущего года получают 25-процентную надбавку к заработной плате.
С 1 сентября 2020 года будет увеличена в два раза доплата за классное руководство в 1–4-м классах – c 25 до 50 процентов, а в 5–12-м классах – с 30 до 60 процентов, доплата за проверку тетрадей – с 20 до 40 процентов.
Помимо мер по материальному стимулированию в городе ведется работа, направленная на выявление и поддержку талантливых учителей, повышение престижа профессии, распространение передового педагогического опыта. "Мы должны усвоить карантинные уроки, чтобы завтра эти проблемы не стали катастрофой для нашего образования" — эксперт
По поручению акима Алматы Бакытжана САГИНТАЕВА в сентябре 2020 года в городе будут проведены конкурсы по присвоению почетного звания “Учитель года Алматы” педагогам организаций среднего образования и присуждению грантов педагогам организаций дошкольного, среднего, дополнительного, технического и профессионального образования.
В качестве призового фонда этих конкурсов определены – квартира, автомобиль, ценные подарки и денежные вознаграждения.
Эти конкурсы планируется проводить в городе ежегодно.
– А что делается для улучшения жилищных условий учителей?
– Учитывая, что в соответствии с Законом Республики Казахстан “О статусе педагога” одной из важнейших задач является обеспечение учителей собственным жильем, по инициативе акима Алматы была разработана городская жилищная программа “Алматы жастары – 3”.
В рамках данной программы предусмотрено обеспечение жильем учителей не старше 35 лет, имеющих непрерывный педагогический стаж работы не менее 5 лет.
На сегодняшний день из 3 475 учителей города, нуждающихся в жилье, одобрение по критериям отбора программы “Алматы жастары – 3” уже получили 483 человека.
И эта работа сейчас активно продолжается.
– Какие объекты образования сейчас строятся в городе? Как решается вопрос дефицита мест в школах самого крупного города страны?
– Да, несмотря на ограничительные меры, строительные работы в городе не прекращались. На сегодняшний день в Алматы действуют 266 школ с контингентом свыше 276 тысяч учащихся. 83 государственные школы из 205, что составляет 40 процентов, являются перегруженными. Дефицит мест наблюдается в результате ежегодного стабильного роста контингента школ за счет рождаемости и внутренней миграции. Если, например, до 2018 года контингент увеличивался в среднем на 12 тысяч учащихся, то в 2019-м – на 17 тысяч учащихся.
Для решения этого вопроса была специально разработана Программа форсированного строительства объектов образования до 2022 года. В ее рамках в 2020–2021 годах планируется построить 16 новых школ и 23 пристройки к действующим на общие 47 500 мест. Строительство новых объектов образования в городе ведется по всем программам – “Дорожной карте занятости”, в рамках государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса, а также благодаря стимулированию частного предпринимательства.
В целом имеющийся на сегодня дефицит ученических мест в школах города планируется снизить на 80 процентов.
Эта работа осуществляется по плану и находится на нашем постоянном контроле.
Алматы