Под восторженные крики толпы прошествовали звезды сериала “Перекресток” Жанна Куанышева, Ирина Ажмухамедова и Жан Байжанов. Мои коллеги с почтением приветствовали несравненную Меруерт Утекешеву и норовили сделать с ней селфи. Семья инициатора фестиваля – кинорежиссера Акана Сатаева – привлекала всеобщее внимание тем, как трогательно старший сын заботился о своей маме, сестрах и младшем брате. То и дело по фойе дворца в ожидании торжественной церемонии проходил с тем или иным коллегой Ерболат Тогузаков. Молодые артисты держались группами, приветствуя старших и встречая бурными криками сверстников.
Вслед за отечественными звездами появились и члены жюри фестиваля. Среди них Самал Еслямова и директор Токийского международного кинофестиваля, президент компании “My Way Movies” Такео Хисамацу. Последний, войдя во Дворец Республики, одобрительно цокнул языком, оглядывая помещение. Ким Ки Дук шел в сопровождении, вероятно, артистов, которых он снял в своей новой картине “Оглянуться”, отобранной для участия в основном конкурсе. В ленте снялись и казахстанские актеры, в частности, Санжар Мадиев.
Напомню, что фестиваль организован по предложению режиссера Акана Сатаева и при поддержке акимата мегаполиса. В своем приветственном слове он отметил, что в Алматы есть немало мест, которые могут послужить основой для съемок картин, но цель кинофорума – способствовать сближению культур, знакомству и взаимодействию мастеров разных стран. О том же говорил и аким города Бакытжан Сагинтаев. Он надеется, что фестиваль станет отправной точкой развития культуры южной столицы.
Впервые Almaty Film Festival прошел в 2018 году и вызвал большой интерес у кинематографической общественности. Нынешний продлится до 20 сентября. В течение этой недели в рамках основного конкурса пройдут показы 12 картин на основе ко-продукции. Будут организованы мастер-классы, “круглые столы”.
***
По каким критериям отбирались картины для участия в фестивале и есть ли в мире интерес к казахстанскому кино? На эти и другие вопросы отвечает программный директор II Almaty Film Festival Елена ЛАРИОНОВА.
– За последние годы интерес к стране и местному кино значительно вырос, – говорит она. – Зарубежные кинематографисты хотят снимать здесь, равно как и делать совместные проекты, хотя пока они все-таки больше воспринимают Казахстан как единое целое – Центральную Азию или даже СНГ, не сильно выделяя нас отдельно. Но, так как в Казахстане есть история кино и благодаря участию современных авторских картин на крупнейших международных фестивалях, в мире уже знают наших режиссеров и внимательно следят за ними. Казахстан на красной дорожке в Каннах
– О каком интересе и успехах вы говорите?
– Не замечать Казахстан уже невозможно, посмотрите: фильм “Айка” вошел в шорт-лист премии “Оскар” от нашей страны. Самал Еслямова получила “Золотую пальмовую ветвь”, став первой на постсоветском пространстве, которая удостоилась этой награды. Параллельно в основном конкурсе, во второй по значимости программе кинофестиваля “Un Certain Regard”, была представлена картина Адильхана Ержанова “Ласковое безразличие мира”. Ленту Жанны Исабаевой “Света” демонстрировали в конкурсе кинофестиваля в Токио, а актриса этого же фильма получила номинацию “Азиатского Оскара” академии “Asia Pacific Screen Awards”. “Реку” Эмира Байгазина показали в Венеции, дебют Шарипы Уразбаевой “Марьям” – в Локарно, а фильм Ерлана Нурмухамбетова “Конокрады” в этом году открывает Международный кинофестиваль в Пусане. И этот список можно продолжать.
– А как реагируют зарубежные кинозвезды на предложение приехать на наш фестиваль?
– В Казахстан с удовольствием едут и, приглашая какой-то фильм в программу, я не сталкивалась с тем, что кто-то отказывает. Хотя, конечно, надо сказать, что пока создатели картин предпочитают нам более весомые и старые кинофестивали Азии и отдают предпочтение более крупным азиатским рынкам, таким как Китай, Корея, Япония и т. д.
– По каким критериям велся отбор картин для показа?
– У нас есть своя концепция, и не зря основной конкурс называется “Сближение культур”, представлены новые фильмы, сделанные в ко-продукции. При отборе мы ориентировались на авторское, фестивальное кино, увидеть которое у зрителя вне рамок различных форумов нет возможности, так как эти фильмы не выходят в местный прокат. И, конечно, смотрим на соответствие тематике, художественную ценность.
Мы активно поддерживаем документальное кино, которое перестало восприниматься зрителями как нечто скучное, сейчас оно становится не менее интересным и коммерчески успешным, чем игровое.
Важной составляющей кинофестиваля является наша бизнес-площадка “Almaty district”, в рамках которой проводятся тематические “круглые столы” и мастер-классы от ведущих специалистов, которые готовы поделиться своим опытом. И, конечно, нельзя не сказать о нашем конкурсе сценариев, где любой может подать заявку и представить свой проект. В случае победы автор получит полную поддержку от “Astana Film Fund” на его реализацию, что крайне редко на таких конкурсах.
Алматы