Творцы-асакалы дают фору молодым - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Творцы-асакалы дают фору молодым

Творцы-асакалы дают фору молодым

Павлодарцы поздравили со знаковыми юбилеями двух без преувеличения культовых личностей – краеведа Эрнеста СОКОЛКИНА и музыковеда, композитора Наума ШАФЕРА.
К слову, оба они – подписчики “КАРАВАНА”.

  • 7 Февраля 2016
  • 1180
Фото - Caravan.kz

“Секретные материалы” летописца

Шутка, что каждый день рождения после 80 лет нужно отмечать словно юбилей, актуальна теперь и в отношении “ходячей энциклопедии” Эрнеста Соколкина. Именно так, с пиететом отзываются о нем местные жители. Он издал огромное множество книг, сборников, справочников, путеводителей, альманахов и статей о Павлодарской области. В сотнях его трудов летописи края – события, география, памятники, улицы и, конечно же, люди. Соколкин 40 лет исследовал жизнь региона на службе в краеведческом музее, и еще 20 лет неустанно продолжает свою научную работу на пенсии. В ближайших его планах – выпуск двух сборников о местных литературных кружках и о цирке. Радовал павлодарцев таковой, оказывается, с 1910 по 1932 год!

Каждый сегодняшний день аксакала посвящен работе. Каждого, кто просит Соколкина о помощи, краевед щедро одаривает знаниями. Он до сих пор делает открытия как для себя, так и для горожан. Вот совсем недавно в архивах нашел уникальные записки чиновника, жившего в конце XIX века. Эрнесту Дмитриевичу можно поверить, что обнаруженный им документ достоин внимания общественности.

– Я счастливый человек – всю жизнь занимаюсь любимым делом, – говорит юбиляр.

Браво Гитину!

Наум Шафер предпочитает камерность в приобщении к прекрасному. В его Доме-музее Шафера – жемчужине мировой культуры, где собраны лучшие ее музыкальные и литературные образцы, гости собираются в небольшом зальчике. Без суеты, без шума, без столпотворений то сам мэтр, то приглашенные мастера искусств каждую пятницу делятся частичкой себя.

Вот только “Звездный вечер” в честь 85-летия Наума Григорьевича было решено провести в большом зале местного Дома дружбы, и он не смог вместить всех желающих. Люди стояли в проходах, у входной двери и даже слушали из коридора. Среди них – сотни учеников, ведь юбиляр именит в числе прочего как профессор филологии. Хотя было время, когда целых 15 лет для него, как педагога, были закрыты двери всех вузов, о чем ниже.

Говоря о Шафере, все вспоминают его единственную в мире коллекцию из 27 тысяч грампластинок, 1 500 бобин, 1 000 кассет и более 20 тысяч книг. Однако на юбилейном вечере Наум Григорьевич говорил о другом – о своей композиторской деятельности. Его творческий псевдоним Нами ГИТИН, как сочетание домашнего детского имени Наума и имени его матери – Гиты. Гитин-Шафер написал более 300 произведений.

На юбилее играл духовой оркестр, маститые поэты цитировали посвящения виновнику, молодые актеры сыграли сценку, где одним из главных героев был молодой Наум, а дети в пионерских галстуках пели “Костер пионерский, пылай” авторства Н. Гитина. На протяжении всего вечера исполнялись произведения виновника торжества. В том числе фрагменты оперы “Печорин” – одного из любимых детищ автора. Другое же, тоже знаковое в его жизни – “Вечерний вальс”, написано Шафером в 16 лет. Вальс этот  восхитил самого Евгения БРУСИЛОВСКОГО и стал для юноши пропуском к обучению у мэтра. Два года назад эта композиция, написанная в далеком 1947 году, стала заглавной в российском фильме “Собачий рай”. Сценарист и режиссер картины Александр АДАБАШЬЯН счел, что произведение Шафера, как никакое другое передало атмосферу тех лет (“Вечерний вальс длиною в жизнь”, 14 ноября 2014 г.).

Пожалуй, Наум Шафер – лучший знаток творчества композитора Исаака ДУНАЕВСКОГО (он собрал все его 400 пластинок) и писателя Михаила БУЛГАКОВА (найдены его неизвестные широкой публике письма). Наум Григорьевич скрупулезно изучил творчество барда, актера Владимира ВЫСОЦКОГО.

Добрые слова на праздновании звучали в адрес супруги юбиляра – Натальи КАПУСТИНОЙ, с которой он живет в браке 60 лет. Многие годы она жертвовала свою зарплату на покупку пластинок, а семья жила на заработки Наума Григорьевича. Когда Шафера в 1971 году осудили за “проявление интереса” к трудам Солженицына, Ахматовой и Пастернака, он в молитве напоминал себе, что с ним Бог, Пушкин, Толстой, Дунаевский, Глинка и его любимая женщина. Шафер вышел из тюрьмы через полтора года, но еще полтора десятка лет его не принимали преподавать в институты, и доцент вынужден был работать в вечерней школе.

Впрочем, первые “сюрпризы” советская государственная машина преподнесла ему в детские годы. Весной 1941 года еврейскую семью депортировали из молдавской Бессарабии в Казахскую ССР. Мальчик, а тогда Науму было 10 лет, захватил с собой 30 пластинок. Он обещал себе создать лучшую коллекцию в мире, что и сделал к 50 годам. Вот только музей был открыт, когда Шаферу было уже 70 лет. Ему не раз за большие деньги предлагали вывезти собрания за границу, но Наум Григорьевич отказывался. В 2000 году власти Павлодаре опомнились и открыли Дом-музей Шафера, и “бриллиантовые” собрания достались в дар городу.

“КАРАВАН” присоединяется – долгих лет вам, Наум Григорьевич и Эрнест Дмитриевич!