Около 9 лет специалисты-транспортники “окучивали” идею легкорельсового транспорта – попросту говоря, надземного трамвая. Она изначально казалась несколько фантазийной: специальные лифты-подъемники, двери открываются – и пассажир со специальной, закрытой от ветров и морозов, а летом – от зноя станции шагает в салон скоростного трамвая. В 2011-м уже официально проектная группа была преобразована в ТОО. Люди ездили в зарубежные командировки, заказывались дорогостоящие экспертизы, делались расчеты. Скрупулезно обсчитали все: сколько домохозяйств и “юридических лиц” пойдут под снос, сколько зеленых насаждений – вплоть до каждого кустика, даже средний уровень доходов владельцев строений стал объектом исследований. Цифры предполагаемой компенсации оказались внушительными. Но та, которую выставили французы за строительство ЛРТ, вообще показалась нереальной – 21 километр линии “тянули” на 250 миллиардов тенге.
Банкиры, а финансирование предполагалось через Азиатский банк развития, пришли к выводу, что экономические и социальные выгоды несоизмеримы с чрезмерной дороговизной проекта. Власти города заявили, что “солидарны с таким заключением”.
Три буквы заменили
Решить проблему общественного транспорта решили теперь через другой проект – БРТ (bus rapid transit – скоростные автобусы), для которых предполагается выделить специальные полосы.
Аким Астаны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ, рисуя перспективы развития транспортного сообщения в городе, сказал:
– Если на строительство первой линии ЛРТ протяженностью 21 километр затраты составляют почти 250 миллиардов тенге, то на этот же участок скоростного автобусного сообщения (БРТ) расходуется всего 85 миллиардов.
Так что было принято решение о реализации проекта БРТ с завершением первой линии в 2016 году.
И специалисты ТОО занялись обсчетом нового проекта. В общем, опять все при деле и при зарплатах.
Но вновь возникают вопросы: если с левым берегом все более или менее понятно, выделенные полосы от аэропорта через ЭКСПО и к новому вокзалу, в районе Пирамиды, представить легко, то с узкими улочками правого берега все гораздо проблематичнее. Как здесь специальные полосы выделять собираются?
С этим вопросом обращались мы и в управление пассажирских перевозок города, и в акимат. Однако проект оказался настолько засекречен, что ответ получить так и не удалось. Потребовали сделать письменный запрос, на который ответят “в установленные законом сроки”. Просим эту публикацию и считать письменным запросом. В конце концов, любой налогоплательщик вправе спросить: на что в очередной раз тратятся казенные деньги?
Между тем уже сегодня общественный городской транспорт с трудом справляется с пассажиропотоком: как-никак это около 700 тысяч поездок в день. К 2017-му эта цифра превысит миллиард поездок…
Астана