Кадры, которые решают всё
Мы поговорили с председателем правления АО “KEGOC” Бакытжаном КАЖИЕВЫМ и задали ему самые разные вопросы, которые сегодня тревожат потребителей.
– В 1997 году была создана компания “KEGOC”, вы стояли практически у ее истоков, занимая в то время должность главного специалиста отдела эксплуатации ЛЭП. Это была практически линия фронта – учитывая износ и ветхость хозяйства, сложные времена. Теперь вы возглавляете компанию, которая имеет стабильный доход. Как изменилась компания за это время?
– Да, в этом году нашей компании исполнилось 23 года, и это своеобразный маленький рубеж, когда мы делаем отчет о реализации намеченных планов и ставим задачи на предстоящий период.
Касательно того, что я стоял у истоков, могу сказать следующее. В текущем году будет 20 лет, как я пришел в “KEGOC” рядовым специалистом и связал свою судьбу с главной электросетевой компанией страны. Да, это правда, что за этот период я прошел все ступени карьерного роста внутри компании и стал участником многих важных событий на пути ее развития и становления. Но все же я не считаю себя первопроходцем.
В 90-е годы вся страна переживала сложные времена, так как большинство отраслей экономики оказались на грани разрушения, энергетическая отрасль не стала исключением.
Да, в первые годы независимости Казахстана энергетикам пришлось преодолевать серьезные трудности.
Хотел бы отметить, что в настоящее время Национальная компания “АО “Казахстанская компания по управлению электрическими сетями” “KEGOC”, будучи главным электросетевым активом Казахстана, является лидером среди портфельных компаний АО “ФНБ “Самрук-Қазына” как по производственно-финансовым показателям, так и по уровню корпоративного управления и индексу социальной стабильности.
– Некоторые эксперты считают, что компания слишком разрослась и пора ее реформировать, а именно: отдать некоторые подразделения в частную среду, провести частичную приватизацию. Согласны ли вы с этим? Компания является субъектом естественных монополий, однако в ее составе находятся подразделения, которые явно нуждаются в рыночных условиях для более эффективного функционирования. Разделяете ли вы эту точку зрения?
– Полагаю, что, скорее всего, речь идет не о структурных подразделениях АО “KEGOC”, а о ее дочерних организациях – АО “Энергоинформ” и ТОО “Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии” (“РФЦ по поддержке ВИЭ”).
АО “KEGOC” как системный оператор ЕЭС Казахстана в целях обеспечения непрерывности и надежности работы оперативно-диспетчерского и технологического управления энергосистемой использует высокотехнологичный информационно-телекоммуникационный комплекс (ИТК). Без надлежащего функционирования ИТК невозможно обеспечить качественное предоставление всего комплекса системных услуг.
В свое время с целью обеспечения более эффективного развития ИТК в условиях рыночной конкуренции данный функционал был выведен из структуры АО “KEGOC” и был передан во вновь созданную дочернюю структуру АО “Энергоинформ”.
Касательно ТОО “РФЦ по поддержке ВИЭ” – он создан АО “KEGOC” в рамках реализации Закона РК “О поддержке использования возобновляемых источников энергии”, где функция по созданию данной организации прямо возложена на системного оператора страны. Вся деятельность ТОО “РФЦ по ВИЭ” полностью зарегламентирована законодательством о поддержке использования ВИЭ и об электроэнергетике.
Здесь хотелось бы уточнить, что, согласно уставу, доходы ТОО “РФЦ по поддержке ВИЭ” не подлежат распределению, а инвестируются исключительно в развитие сектора ВИЭ, то есть АО “KEGOC” не имеет права распоряжаться их средствами.
– Общая сумма, выплаченная членам совета директоров АО “KEGOC” за 2018 год, составила 346 миллионов тенге. Каковы были выплаты за 2019 год? Считаете ли вы уместными такие вознаграждения в период кризиса? Каков размер выплат, полученных вами?
– Хотел бы сразу уточнить, что 346 миллионов тенге – это общая сумма всех вознаграждений, выплаченных за 2018 год членам совета директоров и правления АО “KEGOC”, вместе взятых, куда входят годовые должностные оклады и вознаграждения по итогам работы за год. Решение о выплате вознаграждений по итогам работы за 2018 год принималось исходя из конкретных результатов, достигнутых компанией, в том числе и задач, поставленных государством. Данная выплата была произведена в первой половине 2019 года – еще до пандемии.
Выплата вознаграждения по итогам работы за 2019 год топ-менеджменту не производилась.
Куда ушли 11 миллиардов?
– По данным Счетного комитета, в 2018 году были выявлены нарушения в деятельности АО “KEGOC”, а именно: неисполнение тарифной сметы по статье “Затраты на технологический расход электроэнергии” на сумму 11 163,1 миллиона тенге. Почему это произошло, куда были потрачены эти деньги?
– Мы не согласны с выводами Счетного комитета, данное неисполнение тарифной сметы не является нарушением и не относится к разряду негативных. Данное неисполнение тарифной сметы по статье “затраты на технологический расход электроэнергии” является результатом экономии, сложившейся по итогам покупки электроэнергии. Более того, это свидетельство регулярной работы АО “KEGOC” над оптимизацией операционных затрат, в том числе затрат на покупку электроэнергии для компенсации технологического расхода.
Дело в том, что при закупке электроэнергии на технологический расход АО “KEGOC” проводит конкурентный отбор среди электрических станций. И главным критерием отбора является наименьшая цена. В результате необходимое количество электроэнергии было куплено на сумму меньше на 11,1 миллиарда тенге, чем было предусмотрено в тарифных сметах на 2017–2018 годы.
Сэкономленные в результате конкурсного проведения закупок средства в сумме 11,1 миллиарда тенге за 2017–2018 годы были направлены в том числе и на финансирование инвестиционной программы компании.
– Также Счетный комитет выявил, что были допущены включения в тариф затрат, не относящихся к оказанию регулируемых услуг, на сумму 106,3 миллиона тенге (“некоторые административные расходы”)? Почему это произошло и будет ли это компенсировано во временном тарифе?
– В утвержденных тарифах на регулируемые услуги АО “KEGOC” отсутствуют затраты, не относящиеся к оказанию регулируемых услуг.
Следует отметить, что потребители услуг субъекта естественной монополии через тариф возмещают затраты, утвержденные в тарифных сметах в соответствии с требованиями особого порядка формирования затрат.
В то же время затраты, отмеченные в аудиторском заключении как не относящиеся к оказанию регулируемых услуг, не включены в утвержденные тарифные сметы на регулируемые услуги АО “KEGOC” (при его формировании). По факту данные расходы являются перерасходом по исполнению тарифных смет, которые в свою очередь не привели к пересмотру тарифа в сторону увеличения, и, соответственно, потребителю не был нанесен ущерб. Что распределяет KEGOC: электроэнергию или деньги среди своих топ-менеджеров?
Отмеченное превышение было возмещено за счет экономии, сложившейся по итогам исполнения тарифных смет, что соответствует положениям Закона о естественных монополиях (АО “КЕGOC” вправе самостоятельно распоряжаться сэкономленной частью затрат, предусмотренных в утвержденной тарифной смете). В данном случае потребителям также не был нанесен ущерб.
– Может ли компания самовольно принимать решение об использовании денег, собранных с населения в виде тарифов, минуя антимонопольный комитет (который утверждает тарифную смету), минуя общественные слушания (которые подразумевают общественный надзор при утверждении тарифной сметы)? Почему вы решили инвестировать их, а не вернуть гражданам, произведя перерасчет?
– Действующие в настоящее время положения законодательных актов, регламентирующих деятельность субъектов естественных монополий, предоставляют право субъектам самостоятельно распоряжаться недоиспользованной частью затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур. При этом непосредственно комитет по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – антимонопольный комитет) осуществляет проверку, анализ отчета об исполнении тарифной сметы с последующими выводами о наличии или отсутствии оснований для введения временного компенсирующего тарифа в виде решения (приказа) о компенсации затрат потребителям. По итогам рассмотрения отчетов по исполнению тарифных смет и инвестиционной программы за 2017 год, антимонопольный комитет приказом от 19 июня 2018 года No149-ОД утвердил временные компенсирующие тарифы на регулируемые услуги АО “KEGOC”.
Так, в соответствии с положением закона экономия по исполнению тарифных смет по итогам 2017 и 2018 годов, сложившаяся по результатам проведенных конкурсных процедур при покупке электроэнергии на компенсацию технологического расхода, была направлена на финансирование инвестиционной программы 2017 года на общую сумму 4,6 миллиарда тенге и инвестиционной программы 2018 года на общую сумму 4,8 миллиарда тенге, в том числе на реализацию проектов “Строительство линии 500 кВ Шульбинская ГЭС (Семей) – Актогай – Талдыкорган – Алма” и “Усиление связи Павлодарского энергоузла с ЕЭС Казахстана”.
Оставшаяся часть сэкономленных средств была направлена на возмещение превышения расходов в тарифных сметах на регулируемые услуги АО “КЕGOC” по итогам 2017 и 2018 годов (на оплату расходов, связанных с обслуживанием привлеченных займов для реализации инвестиционных проектов, на услуги по регулированию мощности от казахстанских электростанций и т. д.).
Тайна тарифов
– 28 мая должны были состояться общественные слушания, касающиеся тарифной сметы, но из-за коронавируса их отменили. Почему не было проведено онлайн-собрание с участием общественности? Ведь это волнует всех граждан.
– Действительно, данные слушания нами готовились, и в республиканских газетах “Казахстанская правда” и “Egemen Qazaqstan” была опубликована информация о дате, месте и формате их проведения.
К сожалению, ввиду действия мер по предупреждению заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19 проведение публичных слушаний было запрещено.
При этом положениями действующего законодательства не предусмотрены альтернативные варианты (онлайн) проведения отчетов по итогам года в виде публичных слушаний. Однако компания выполнила все оговоренные в положениях законодательства РК обязательства, в том числе на интернет-ресурсе АО “KEGOC” была размещена полная информация по итогам 2019 года. Кроме того, было предложено в виде альтернативы проведения публичных слушаний осуществление обратной связи, возможность предоставления ответов на вопросы заинтересованных лиц.
– Могут ли граждане ознакомиться с тарифной сметой через открытые источники информации и как это сделать?
– Да, могут, “KEGOC” – публичная компания, которая в своей деятельности придерживается принципов прозрачности и информационной доступности. Вся необходимая информация размещена на нашем сайте www.kegoc.kz в разделе “О компании” и далее – “Наша деятельность”.
– На днях были утверждены новые предельные тарифы для энергопроизводящих компаний, как это повлияет на рост тарифа для конечного потребителя?
– Хотел обратить внимание на то, что электроэнергетику Республики Казахстан составляют три компонента: производство (электростанции всех типов), передача и распределение (АО “KEGOC” и региональные электросетевые компании), сбыт электроэнергии (энергоснабжающие организации). Наша компания не производит электроэнергию и не занимается ее сбытом. Простые казахстанцы не являются потребителями АО “KEGOC”.
В связи с этим повышение предельных тарифов на электроэнергию для энергопроизводящих организаций, утвержденных 1 июля 2020 года приказом министра энергетики РК, в настоящее время никак не меняет тарифы АО “KEGOC”.
Однако данная мера неизбежно приведет к росту расходов всех потребителей Казахстана, в том числе и у АО “KEGOC”. В частности, вырастут затраты на покупку электрической энергии для компенсации технологического расхода (потери), хозяйственные нужды, и это в будущем может оказать соответствующее влияние и на тарифы компании.
– Многие эксперты считают, что сама система “предельных тарифов” у энергопроизводящих компаний позволяет им кому-то продавать энергию дешевле, а кому-то – по самым дорогим расценкам. В результате крупные предприятия, владельцы которых входят в списки “Форбс”, якобы могут получать электричество дешевле, чем рядовой гражданин. Имеет ли компания “KEGOC” приоритет, который бы позволил закупать электричество дешевле предельного тарифа для обычных людей?
– Действующим законодательством, в частности Законом Республики Казахстан “Об электроэнергетике”, не прописаны какие-либо нормы, позволяющие “KEGOC” покупать электроэнергию у энергопроизводящих организаций дешевле предельного тарифа. Согласно 12-й статье данного закона, энергопроизводящим организациям предоставляется право самостоятельно устанавливать отпускную цену на электроэнергию, но не выше установленного для них предельного тарифа.
Алматы