Услуга с “сюрпризом”
Схема с трехтарифной оплатой за коммунальные услуги с некоторых пор вошла в нашу жизнь. Но порой непросто разобраться в расчетах. Этим и пользуются монополисты. Для начала возьмем ситуацию с Жанной ИМАНАЛИЕВОЙ из Тараза. В отличие от многих она досконально вникает в каждую квитанцию:
– Я давно заметила, что компания “Тараз су” очень своеобразно делает расчеты за свои услуги. Обычно показания по счетчикам за холодную воду каждый месяц у нас записывает участковый контролер. Но в присылаемых квитанциях его расчеты никак не отражаются в течение двух или трех месяцев. Потом приходит другая квитанция, где наконец отражаются показания сразу за несколько месяцев. Но в этих расчетах сумма получается гораздо большей. К примеру, если бы мои показания учитывались ежемесячно, то за три месяца я заплатила бы 1 200 тенге. А поскольку они были внесены “оптом”, то есть за три месяца сразу, то сумма перевалила за три тысячи тенге!
Догадливые читатели уже наверняка поняли, в чем тут дело. По трехтарифной системе потребитель оплачивает за холодную воду по трем лимитам. По первому – около 25 тенге за три куба в месяц. Если идет перерасход, то следующий куб идет уже по 38 тенге. Но если вы тратите более четырех кубов в месяц, то цена достигает уже 116 тенге!
Почувствуйте разницу
Понятно, что одному человеку уложиться в четыре куба в месяц непросто, хотя многие, в особенности пенсионеры, стараются тратить в этих рамках. Но хитрость в том, что если вам станут подсчитывать показания сразу за три и более месяцев, то поставщик будет брать расчеты по лимитам только за один месяц! То есть за три месяца у вас будет не 12 льготных кубов, а всего четыре. Все оставшиеся кубы подсчитываются уже по третьему лимиту – по 116 тенге. Вот откуда вытекает огромная разница!
Получается, что компании выгодно не заносить своевременно показания счетчиков в базу данных? С этим вопросом “КАРАВАН” обратился в “Тараз су”. Заместитель руководителя компании Алмас ЕСЧАНОВ уверяет, что все это делается не специально:
– К сожалению, это у нас не первый случай. Контролеры, которые своевременно не вносят показания, строго наказываются. Так, на участке, где проживает указанный абонент, один сотрудник был уволен, второму объявили строгий выговор. К тому же часть граждан оплачивают наши услуги через “Казпочту”. Если они делают это после 25-го числа каждого месяца, то опять-таки показания в базу данных не попадают. Но все потребители, которые подходят к нам с претензиями, получают на месте перерасчет.
При этом нам пояснили, что перерасчет производится только тем, кто своевременно оплачивал услугу. Если же человек несколько месяцев не рассчитывался, то за основу будут браться лимиты только за один месяц!
У нас убытки, у них доходы
Такая позиция компании нас чрезвычайно удивила. Ведь департамент по регулированию монополий утверждает лимиты из расчета на одного человека в месяц! Стало быть, компания в любом случае обязана сама производить перерасчет, а не ждать визита потребителей! Но регулятор оказался в замешательстве.
– Нет никаких актов, которые регламентировали бы подобную ситуацию, – признал “КАРАВАНУ” заместитель руководителя областного департамента АРЕМ Ерболат ДУЙСЕМБИЕВ. – Ведь в Правилах предоставления коммунальных услуг написано, что оплачивать их необходимо в срок до 25 числа каждого месяца. А вот если потребитель исправно оплачивал услуги поставщика, но при этом ему все равно не сделали перерасчет, – это уже нарушение его прав.
Как мы убедились, перерасчет производят только тем, кто обращается с претензиями. А ведь многие оплачивают квитанции, не вникая в расчеты и теряя свои деньги. Сколько на таких абонентах уже заработала компания? Может, самое время вмешаться прокуратуре?
Выгодный бардак?
Интересную ситуацию мы обнаружили и по оплате за электроэнергию. После жалоб таразцев на небывало высокие счета за электроэнергию за октябрь прошлого года “Караван” стал разбираться совместно с компанией. Выяснилось, что все дело в поздних показаниях, взятых контролерами. В тот раз они обошли счетчики не 28-го числа, как обычно, а на 10–12 дней позже. Фактически люди заплатили за 40–42 дня. Система оплаты за свет также трехтарифная. Надо ли говорить, что из-за этого многим пришлось электроэнергию оплачивать по третьему, самому дорогому тарифу.
Получается, бардак с показаниями очень выгоден поставщикам услуг? А если это у них выходит случайно, то неужели монополисты не могут навести порядок в своем хозяйстве? Ведь тарифы дорожают из года в год. Так, ожидается, что электричество подорожает на 5,8 процента. Вместе с этим увеличится стоимость газа. Ожидается рост тарифов на холодную и горячую воду, а также на тепло.