Талгат АБДИЖАППАРОВ: Теперь чиновники бегают за каждым посетителем, а не наоборот - Караван
  • $ 523.72
  • 544.09
-14 °C
Алматы
2024 Год
23 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Талгат АБДИЖАППАРОВ: Теперь чиновники бегают за каждым посетителем, а не наоборот

Талгат АБДИЖАППАРОВ: Теперь чиновники бегают за каждым посетителем, а не наоборот

Почему у крупных бизнесменов и депутатов, живущих в Астане, отсутствует понятие «туған жер» (родной земли), для чего столице нужно новое транспортное кольцо и как избежать появления в главном городе страны трущоб – наш разговор с заместителем председателя Совета по устойчивому развитию Астаны и Астанинской агломерации (СУРАА) Талгатом АБДИЖАППАРОВЫМ.

  • 11 Мая 2017
  • 3397
Фото - Caravan.kz

Даешь расширение!

— Талгат Кайырбаевич, СУРАА начал работу в январе. Что за это время сделано? Какие проекты уже запущены?

— На первом заседании Совета наши коллеги презентовали 14 социально важных проектов для развития города. На сегодняшний день по этой тематике реализуются проект «Соседи» — «Жерлестер», проект Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога», и совсем недавно начал работать проект по инклюзивному дизайну с известным блогером Алмазом Ержаном.

— Инклюзивный дизайн — это проект для людей с ограниченными возможностями?

— Да, столичный акимат обещал предоставить помещение для работы экспертов, которые планируют методично заниматься вопросами исследования и экспертизы проектов зданий на предмет доступности для различных категорий горожан.

Также в преддверии Астанинского экономического форума, который пройдет 15-16 июня, СУРАА плотно работает с представительством ПРООН в Казахстане по блоку «Устойчивое развитие городов мира». В рамках этого блока мы приглашаем мэров успешных городов, достигших успехов в решении инфраструктурных и экологических вопросов.

На данный момент ведутся переговоры с мэриями таких городов, как Москва, Казань, Лондон, Барселона, Берлин и Париж. Параллельно мы принимаем участие в подготовительной работе к ЭКСПО.

— Недавно президент посетил «Астана Генплан». Ключевой вопрос, который был задан акиму столицы — как правильно регулировать миграцию. У СУРАА, председателем которого является сам ИСЕКЕШЕВ, уже есть ответ?

—  Из-за того, что Астана растет гигантскими темпами, социальный блок не успевает за внутренней миграцией. Люди — в основном это семьи трудоспособного возраста и моложе — приезжают сюда за лучшей долей. Среди них много низкоквалифицированной рабочей силы. После окончания стройки они не могут найти себе работу.

Между тем, на каждого прибывающего человека город должен иметь определенный социальный пакет и обеспечивать соцстандарты – возможность медицинского обслуживания, защиты его прав.

Основной миграционный обмен города происходит за счет межрегиональной миграции: прибывшие за январь-декабрь 2016 года составили 50 855 человек, выбывшие – 37 650 человек.

В миграционном приросте населения столицы доля прибывших из Акмолинской области составляет 17,2%, Южно-Казахстанской — 14%, г. Алматы — 10,4%, Карагандинской — 9,6%, Восточно-Казахстанской — 9,1%, и других областей — 39,7 %.

Добавляет проблем и столичный бэби-бум – я имею в виду трехсменное образование во многих городских школах. Сейчас в одном классе учатся до 40 детей, особенно в начальных. На 2017 год общее количество учащихся в Астане составило 130 тысяч человек. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 13 тысяч человек, из которых 4,5 тысячи – мигранты. Соответственно огромная нагрузка ложится на инфраструктуру.

В СУРАА работает аналитическая группа, которая пришла к мнению о необходимости расширения городской территории в рамках агломерации. Ранее глава администрации президента РК Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ уже предлагал акиму Астаны включить близлежащие поселки в агломерацию Астаны и тем самым частично решить сложившиеся проблемы.

Талгат АбдижаппаровТалгат Абдижаппаров. Фото — Владимир БАХУРЕВИЧ

Кольцо, пояс и улыбки

— У нас в аналитической группе и лично у меня сложилось понимание того, как решить проблему с постоянно растущей внутренней миграцией — нужно делать второе кольцо, по примеру Алматы. – продолжает Талгат Абдижаппаров. — Там есть рынок Алтын Орда и вокруг рынка свыше 200 тысяч населения, это Каскелен и Карасайский район.

Люди, так или иначе, взаимодействуют с рынком: приобретают товары или сами там работают. Вот и в Астане надо сделать второе транспортное кольцо и расселять людей, выделяя по 10 соток земли под ИЖС, но не в частную собственность, а в аренду. Это даст мощный мультиэффект. Если человек не строится в течение двух лет, то эту землю передавать другим. В этом плане все можно контролировать в электронном формате через «Smart акимат». Тем более, сейчас активно работает программа «Нурлы жер».

В связи с развитием ЛРТ за этим кольцом можно строить целые поселки, таунхаусы. Если начать это делать сейчас, то в скором времени люди, которые освободятся от строительства нового железнодорожного вокзала, ЛРТ и ЭКСПО, смогут перейти в сектор индивидуального жилищного и малоэтажного строительства. Это дало бы мощный эффект развитию рынка стройматериалов, занятости.

Здесь же, на присоединенных территориях, можно организовать постоянно действующие крупные ярмарки. Один рынок будет универсальным, а второй — сельскохозяйственным, куда фермеры будут привозить экологически чистые органические продукты.

Все, кто приезжает с районов, с юга и других областей, на присоединенных территориях занимались бы разведением скота, выращивали овощи и фрукты, участвуя в программах кредитования. Таким образом, вокруг этих двух круглогодичных ярмарок как минимум 250 тысяч человек могли бы находить себе возможность зарабатывать.

Проект позволил бы решить ключевые вопросы с продовольственным поясом вокруг Астаны, с инфраструктурой, разгрузкой города, внутренней миграций. В самом городе будут жить люди, которые смогут продавать свой труд с добавленной стоимостью. Так будет формироваться более-менее однородная среда и снимутся существующие риски социального расслоения. Сейчас мы этот проект дорабатываем и планируем пройти экспертизу ООН по программе устойчивого развития.  Кто разорвал столичный продпояс     

Первые недели нахождения в Астане вы отмечали резкий контраст с Алматы: неулыбчивые люди (кстати, на днях Асет Исекешев призвал всех жителей столицы улыбаться чаще), слабый сервис, нет круглосуточных аптек, скудный ассортимент. Что-то изменилось за эти месяцы?

— Ничего из вышеперечисленного не изменилось. При том что объектов малого бизнеса с каждым днем становится все больше. К ЭКСПО активно открываются гостиницы. Проблема в том, что в Астане у крупных бизнесменов и депутатов нет такого понятия, как «туған жер». Наверное, должно вырасти новое поколение, чтобы столицу воспринимали как место, в котором хотели бы жить наши современники и их дети. 

В Алматы идет огромное подвижническое движение, когда бизнесмены средней и мелкой руки строят спортивные площадки. В Астане такого нет. Здесь все больше ждут, когда это сделает акимат или правительство, или еще кто-то. Хотя на городе много людей зарабатывают большие деньги, делают головокружительную карьеру. И когда президент в своей статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» инициировал проект «Туған жер», я был очень рад. Считаю, что если бы каждый бизнесмен или чиновник построил здесь, хотя бы, один объект, Астана уже давно бы расцвела.

Рубим бороды

— Не так давно президент обрушил на акима столицы шквал критики. Позже в соцсетях казахстанцы отмечали, что на Исекешева спустили всех собак, хотя в нынешнем состоянии Астаны, в том числе многострадальной ливневки, есть след предшественников Асета Орентаевича…

— Глава государства перфекционист. Астана – это его детище, его произведение искусства и, как зодчий этого города, Нурсултан Назарбаев хочет, чтобы это был лучший город.

А насчет ливневок – систему проектировал Кишо КУРОКАВА. Я работал с его Бюро в 2005-2007 годах. Они хотели сделать город двухъярусным, особенно центр Левого берега, Водно-зеленый бульвар, «Нурлы жол», чтобы все машины ездили по низу. Туда же планировалось отвести ливневку. Однако, когда все посчитали, выяснилось, что это требует огромных вложений. И с той поры проблемы не решены. Сейчас кардинально решить сложно. Но будет время, когда бюджет сможет себе это позволить. Проблема с ливневкой — проблема не только нынешнего акима, это накопившийся опыт не одного года.

К вопросу о критике президента — она была обоснованной. Нынешний аким живо реагирует на все обращения горожан, держит руку на пульсе, но инфраструктурные вопросы никто, кроме главы государства, не мог здесь живо сдвинуть. Это совокупность – вопрос огромных денег и серьезных решений.

Но перемены уже видны: в Астане появился Центр урбанистики, пусть пока как аппендикс при «Астана Генплан», который пытаются вырезать. Эта маленькая и не значительная во всех отношениях структура смогла срубить «ментальные бороды», отраставшие годами.

Отдельно хочу отметить фактор эффективного выстраивания коммуникаций. Исекешев и его команда демонстрируют образцовую динамику прозрачности. Чего стоит только новый формат обслуживания населения в столичном акимате. Теперь каждый посетитель попадает через парадный вход, и чиновники за ним бегают, а не наоборот, как было ранее.

Ну и, конечно, наличие интерактивных инструментов взаимодействия с населением — Бюро городских решений и различных площадок — оставляют надежду на скорые ощутимые перемены в главном городе столицы.

Завершая разговор, хочу подчеркнуть: в Астане настало время перехода от ручного управления к умному городу. Сейчас требуется не только архитектурный подход, а комплексный план развития территорий, который будет предусматривать мельчайшие подробности. Такой мастер-план позволит существенно снизить временные и денежные издержки города, что позволит более компетентно подходить к решению различных вызовов.

Город стал большим, и теперь практически невозможно определять его развитие в рамках старых подходов, которые использует «Астана Генплан». Каждый проект дороги, микрорайона или благоустройства отнимает у бюджета астрономические суммы. И, к сожалению, при таком подходе нет макропонимания. Город развивается просто потому, что нужно осваивать бюджет, а не потому, что есть живая потребность. И опасность кроется в том, что однажды это может поменяться.

Астана