Талгат Абдижаппаров: Средний класс – это состояние души, это общественная нагрузка - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Талгат Абдижаппаров: Средний класс – это состояние души, это общественная нагрузка

Талгат Абдижаппаров: Средний класс – это состояние души, это общественная нагрузка

“КАРАВАН” начинает цикл интервью, посвященных модернизации общественного сознания, основные постулаты которой изложены в одноименной апрельской статье главы государства.

  • 25 Июля 2017
  • 1873
Фото - Caravan.kz

Сегодня на наши вопросы отвечает заместитель председателя совета по устойчивому развитию Астаны и астанинской агломерации, глава ОФ “Мировой центр сохранения кочевой культуры “Атилла” Талгат АБДИЖАППАРОВ.

Без уважения к истории нельзя научиться новому

– “Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами”, – сказал Президент страны в своей статье. А что такое модернизация общественного сознания в вашем понимании? На что лично вы обратили бы внимание?

– Я считаю, что статья главы государства имеет больше программное значение, чтобы мы стали конкурентными в мире, когда глобализация проникла повсюду. В то же время мы наконец-то обращаем взоры на свою историю. Это импульс для толчка вперед? Мы все время киваем на кого-то, критикуем. И то у нас не так, и это. Но ведь отца и мать не выбирают. Поэтому если мы не станем уважать свою историю, не уважать свои корни, то никогда ничему новому не научимся.

Для себя я понял, что создается дополнительный шанс стать стране, областям конкурентоспособными. Возьмем Астану в качестве примера. За то время, как глава государства основал здесь новую столицу, множество людей нашли здесь точки приложения, реализовались на государственной службе, в гражданском секторе, в бизнесе. Да, увы, у нас присутствует до сих пор патерналистское настроение, есть ожидание того, что это должен сделать Президент за них, это должно сделать правительство или аким на худой конец. Но знаем ли мы хоть одного олигарха, или нувориша, или министра, который здесь построил садик? Не мечеть, а детский сад, спортивную площадку хотя бы. Увы, боюсь, ответ будет отрицательным.

Мы имеем жилые комплексы, в которых соседи друг друга не знают даже. Хотя, в принципе, здесь живет масса людей, город очень молодых людей.

Поэтому программа “Туған жер”, если говорить только об Астане, – возможность познать свою историю, стать ближе друг к другу, на новый уровень поднять институт семьи. Надо с благодарностью относиться к тому месту, где ты реализовался, и что-то следует дать взамен. И строить не только мечети, но и спортивные площадки, центры досуга открывать, чтобы дать возможность реализоваться молодым начинаниям. Отсюда и складывается привязка к истокам, к корням. Нужно не забывать своих родных, близких. Тех, кто дал тебе образование, путевку в жизнь. Это очень важно – уважать свои корни.

– То есть помнить, с чего начинается родина?

– Однозначно. И поэтому, повторюсь, считаю, что в статье заложен мощный посыл. Это первое. Второе, наверное, все-таки конкурентоспособная страна должна начинаться с конкурентоспособности каждого из нас. А это невозможно без хорошего образования, широкого кругозора. К примеру, мы не должны ограничиваться ста книгами, которые будут оцифрованы. Это могут быть и сто лучших фильмов, сто лучших картин казахстанских художников. Иначе говоря, должно быть расширение кругозора, в первую очередь молодежи. Потому что люди моего поколения получали стандартное советское образование, мы были хорошо осведомлены и в истории, и в географии и имели общие познания в других областях. Вообще советская система образования была такая, что мы сами дополнительно хотели получать знания. Сейчас ситуация иная. Потому необходимо делать все, чтобы молодежь не маргинализировалась и в люмпенов не превращалась.

Как не превратиться в мещан

– Смотрите, сейчас вся наша молодежь в кредит берет дорогие телефоны, – продолжает Талгат Абдижаппаров. – Родители “грузятся”, продают скот в ауле, для того чтобы сын или дочь в городе ходили со смартфоном последней марки. Это мещанский взгляд. Мне кажется: раз ты приобрел такой аппарат, нужно, чтобы он тебе служил источником знаний. Смартфон – это твой прямой канал связи со всем внешним миром. Через любой поисковик ты можешь что угодно узнать. И ты должен на полную катушку использовать возможности техники, а не демонстрировать ее как просто модную вещь.

Корни мещанства кроются в ментальности.

Я бы сказал, что модернизация общественного сознания – это когда каждый должен принять как вызов себе и превратиться из мещанина в человека, в представителя среднего класса, которому дорог родной край, которому важно качество жизни, инфраструктура вокруг, экология. Он должен думать о будущем своем и своих детей. А ведь у нас как: мы все время киваем на соседа. Мы закрыты все в своих квартирах, в своих домах и не хотим ни коммуницировать с соседями, ни наводить порядок вокруг. Проблема КСК не решится, пока мы не выйдем за рамки нашего мещанского самосознания. Нужно просто самим себе поставить диагноз.

– А какой диагноз?

– Мы должны спросить себя, почему мы такие. Мещанин начинает кричать, поднимать шум: “Ой, яма на дороге!” – только тогда, когда колесо его машины в эту яму попадает. Или кто-то изобьет его ребенка. Или фонарь будет сломан, и кто-то его в темном углу прижмет, и он начнет орать: “Куда смотрит власть? Фонарь потух, темно, хулиганы собрались!”.

Надо выйти за рамки своих квартир, за рамки своего мещанского самосознания, понять, что нам жить в этой среде, что бегство не поможет, где бы ты ни был.

Особенно мне смешно, когда люди уезжают и начинают кивать: “Ой, как хорошо здесь, какие замечательные соседи, дороги, инфраструктура”. Но это все создавали самые обычные люди, никакая власть не пришла и не сотворила чудо.

Второе, о чем хотелось бы сказать, – необходимо осознавать себя налогоплательщиком. Деньги, которые мы выплачиваем, как налоги или пенсионные взносы, – наши деньги. Они идут в бюджет, и акимы распоряжаются ими, как своими. Хотя Маргарет Тэтчер еще сказала, что не бывает никаких “государственных денег”. И мы сами должны знать, как они используются.

Я думаю, что программа, изложенная главой государства, своевременная. Но она базовая, и для ее реализации еще много нужно поработать.

Средний класс – люди неравнодушные

– Талгат, вы упомянули о среднем классе. Как известно, в любой стране цивилизованную основу общества составляет именно средний класс. Кто эти люди?

– Вы знаете, почему-то все считают средний класс по доходу на душу населения и по уровню жизни. Я же считаю, что средний класс – это состояние души, это общественная нагрузка.

– Это уже не равнодушный человек?

– Однозначно. Нельзя сказать, что человек, имеющий квартиру, машину, работу с хорошим заработком, является представителем среднего класса, если он равнодушный человек. Это тот же самый мещанин. У нас, к сожалению, мещане и министры, и депутаты, и бизнесмены – это не зависит от дохода и достатка. Представитель среднего класса – прежде всего неравнодушный человек, который может повторить вслед за Кеннеди: “Не спрашивай, что может сделать для тебя страна, а спроси себя, что ты можешь сделать для этой страны”. Модернизация общественного сознания – она именно о том, что нужно меняться ментально.

– То есть гражданин, да?

– Да, представитель среднего класса – полноценный гражданин общества. Это человек, который живет, допустим, в конкретном доме, и он несет ответственность не только за своих домочадцев, он должен быть активным на своей улице, в своем подъезде, в своем доме, в своем городе, если он хочет и думает о будущем себя и своих детей.

– А сегодня у нас больше, условно говоря, мещан, которые живут только собой, своим мирком и не выходят за рамки собственной квартиры?

– Да. Мы пока все время хотим. Мы киваем на соседей и говорим: “Пусть кто-то сделает, но не я!”. Хотим машину лучше, чем у соседа, дом, обстановку.

– Но это же конкуренция…

– Нет (смеется), это не конкуренция. К сожалению. У нас даже женщины, вот я вам честно скажу, одеваются для кого-то, чтобы кто-то оценил. На Западе не так. Там мужчины и женщины одеваются, как им удобно. Понятно, бизнесмены одеваются, потому что это дресс-код. Но в целом люди не зациклены на том, какие у них часы, одежда или марка машины. Наоборот. Если машина, то выбирается такая, чтобы была безвредной, меньше коптила. Пересаживаются на электромобили, на велосипеды, чтобы не отравлять окружающую среду.

– А вы не слишком строги? Ведь все-таки лишь 25 лет нашему суверенитету. Многие не наелись материальными благами.

– Нет. Мещанином может быть человек как с низким достатком, так и с очень большим.

– То есть все-таки от доходов не зависит?

– Не зависит. Я еще раз говорю. “Модернизация общественного сознания” попала прямо в точку. Но нужно понять: не правительство нас должно модернизировать или глава государства. А мы сами. И когда мы жалуемся, что кто-то может плюнуть в подъезде или пакет с мусором оставить на лестничной площадке, то должны понимать, что это происходит из-за того, что мы не общаемся друг с другом.

Давайте говорить друг другу комплименты

– Нужны коммуникации, нужно выходить на новый уровень. Те же самые субботники… Кому-то взять на себя ответственность, сварить казан плова для всех соседей, накормить однажды и перезнакомиться. И в следующий раз ты будешь знать: раз ты распахнул свои объятия и захотел просто по-человечески общаться, то твой сосед уже не поступит по отношению к тебе, как к чужому человеку. Он будет думать, что ты свой. Коммуникации начинаются на уровне соседей, потом на уровне земляков, потом выше. А что сегодня происходит? За границей, когда видим соотечественника, не бежим, как грузины и другие, в объятия друг другу, проходим мимо, и только потом, возможно, соизволим пообщаться друг с другом.

– Это точно.

– Стесняемся. А при этом наблюдаем, как представители других национальностей с ходу знакомятся друг с другом. Поэтому начнем меняться мы – будут меняться наши дети. Не надо слов, нужно делом показывать.

– Талгат, но я лично вижу зачатки того, что сознание людей постепенно меняется, например, в горах. Там люди, когда идешь по тропе, здороваются друг с другом. Мусор с собой увозят. То есть уже все-таки здоровое какое-то начало есть?

– Однозначно. В целом мы как-то начали становиться более экологичными.

– Этакая экология души?

– Отлично вы сказали. Вот экология души – это как раз то, что нужно. Не быть токсичными. Нужно быть более терпеливыми, более понятливыми. Сделать так, чтобы не быть агрессивными.

– А почему мы именно сейчас об этом заговорили? Время пришло? Или уже стали понимать, что зашли в какой-то тупик и надо выходить из него?

– Вот именно. 25 лет мы строили и говорили: “Сначала экономика” – и делали так, чтобы у людей было больше наличности в карманах и на счетах. Но сегодня поняли, что если и дальше так будет продолжаться, если будет царить вот такое иждивенчество по отношению к государству, ко всему, то никакого прогресса не произойдет. ВВП может сколько угодно расти, но мы застрянем в своем сознании, останемся теми же мещанами. То есть хоть две машины будет, хоть три, но мы так же будем драться на перекрестках, материться, ругаться с соседями…

Ничего не произойдет.

Поэтому я считаю, что статью главы государства о модернизации общественного сознания нужно принимать как некий толчок к росту ответственности за себя, за близких и место, где ты живешь.

Астана