Талгарский район. Репортаж из "средневековья" - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Талгарский район. Репортаж из "средневековья"

Талгарский район. Репортаж из "средневековья"

Талгарский район Алматинской области начинается под боком у южной столицы, но люди порой сталкиваются с проблемами еще “мрачного средневековья”: хроническим бездорожьем, перебоями в работе, а то и отсутствием общественного транспорта... Немало “приколов” и в административном центре – Талгаре.

  • 30 Января 2015
  • 5363
Фото - Caravan.kz

Район расположен в юго-восточной части отрогов Заилийского Алатау и межгорной Илийской долине на высоте около 1 000 метров над уровнем моря. Территория – 3,8 тысячи квадратных километров. В состав входят 11 сельских округов и город Талгар. В 61 населенном пункте проживает около 150 тысяч человек. На территории района находятся Алматинский заповедник, часть Иле-Алатауского национального парка. Город Талгар расположен в 24 километрах от Алматы. До 1918 года он назывался станицей Софийской, затем это было село Мураево, через год – станица Талгар. В черте города имеются раскопки средневекового городища “Талхиз” на Великом Шелковом пути.

Рядом с акиматом – Manneken pis

В Талгаре сразу бросается в глаза, что главная лестница, ведущая к акимату со стороны центральной площади, наглухо закрыта металлическими листами. Отметим, гранитные ступени тщательно очищены от снега. Только вот непонятно для кого, ведь попасть в акимат с этой стороны люди не могут. Между первым и вторым лестничным маршем – легковая машина. Кто и для чего ее туда поставил, тоже неизвестно. Слева от здания мы заметили некое дощатое сооружение, его предназначение понятно с первого взгляда – уличный туалет типа сортир. Непонятно другое: почему человек в одежде строительного рабочего, вместо того чтобы открыть дверь и воспользоваться туалетом по назначению, делает свои дела снаружи? На виду у десятков прохожих. Такая вот живописная картина. Впрочем, возможно, на Талгар снизошла европейская толерантность и там появился свой Маnneken pis (бельгийский бренд – “фонтанирующий мальчик”), как в Брюсселе? Полюбуешься на такого – и в столицу Евросоюза ехать не надо!

…Как оказалось, главная лестница была перекрыта в связи с ремонтом в акимате. То, что руководство районного масштаба заботится о своем рабочем месте – это хорошо, огорчает другое: плохое состояние дорог даже в самом Талгаре, не говоря уж об аулах и поселках, все в рытвинах и ухабах. Да и с питьевой водой, например, тоже далеко не все в порядке.

А что же официальные власти? Сайт акимата обещает: к 2015 году в каждом регионе не менее 50 процентов граждан будут удовлетворены качеством коммунальных услуг, а к 2020-му – количество удовлетворенных должно возрасти до 70 процентов. Надо сказать, информационные блоки на официальном сайте акимата Талгарского района выглядят порой по меньшей мере странно. Читаем: “Нарастающая угроза терроризма в Казахстане требует пристального внимания не только правоохранительных органов, но и весомого участия населения”. Логичный вопрос: в чем именно должно участвовать население? Конечно, мы понимаем истинный смысл, но, видимо, руководителям акимата стоит обращать внимание, что написано, ведь сайт – официальный. Теперь вернемся к степени удовлетворенности людей тем, с чем они сталкиваются.

Транспортное бессилие

Жительница поселка Бескайнар Светлана пишет, что тут уже несколько лет нет ни автобусов, ни маршруток: “У нас есть только частные такси, водители требуют с пассажиров по 300 тенге за поездку. Причем хотят – едут, хотят – не едут. Это очень накладно. Обращались к местному акиму, он обещал решить вопрос, но, увы… В связи с новыми правилами об автокреслах для детей до 12 лет теперь наши такси отказываются их брать. Кстати, за ребенка тоже берут по 300 тенге. Что нам делать?”.

Эти слова подтверждают и другие высказывания. Зарегистрированный на сайте под именем Таласбаев А.С.: “Жители поселка Бескайнар, проживающие неподалеку от турбаз “Табаган”, “Таусамал”, “Лесная сказка” и академии “Арыстан”, имеют проблемы с общественным транспортом”. Далее житель района пишет, что школьники вынуждены добираться на учебу без сопровождения взрослых, и просит выделить автобусный маршрут хотя бы до центра города. Обоим пришел один и тот же ответ: “…Была договоренность с ЧП “Чанашев” на обслуживание села Бескайнар автобусным маршрутом, но он не был допущен к тендеру, так как был единственным участником, а на основании пп. 2 п. З ст. 16 Закона “О государственных закупках” от 21.07.2007 года, № 303-111, тендер признан несостоявшимся. В отношении незаконного частного извоза были предприняты меры путем отправления писем в налоговый комитет и дорожную полицию Талгарского района, но положительного результата не было. Соответственно повлиять на ценовой сговор частного извоза не представилось возможным”. Получается, акимат не может ни транспортных проблем решить, ни на дорожную полицию повлиять?

Дорожная неизвестность

Жительница Талгара Сауле спрашивает, когда начнется ремонт улицы Абая, ведущей к микрорайону “Мелиоратор”: “Дорога вся в ямах, ездить невозможно, а вечером, когда дети возвращаются из школы домой, по улице Абая идет поток машин. Водители не пропускают пешеходов, поэтому дети постоянно рискуют попасть под колеса”.

А ответ акимата: “В 2013–2014 гг. по улице Абая плановый ремонт дорог не проводился. Улица Абая (вверх в сторону микрорайона “Мелиоратор”) по титулу – дорога областного значения”.

Значит, о ремонте дороги люди могут забыть? А детям и дальше придется уворачиваться от машин? Вправе ли власть просто ограничиваться такой отпиской?

Жителей поселка Кызыл-Кайрат интересует вопрос, когда будут расширены улицы имени Газиева и Кокумбаева: “Мы обращались не раз, но конкретного ответа не получили. Вроде бы по генплану пригородной зоны Алматы эти дороги будут расширять. Но пока не прояснится ситуация с расширением дорог, газ по ним проводить не будут”.

Официальный ответ: “Согласно генеральному плану пригородной зоны Алматы, утвержденному постановлением правительства от 22.10.2010 года за № 1097, в 2015 и 2016 годах расширения дороги не будет, срок расширения неизвестен”.

Вот так и получается, что пути решения проблем чиновникам то неизвестны, то не представляются возможными… А что людям-то делать?

Напоследок упомянем про ложку меда: после статьи “Поселок-призрак, или Купил дом – стал бомжем” (“Караван”, № 28 от 18 июля 2014 года) коттеджному городку Жана-Куат дали статус поселка. По словам жителей, это произошло в декабре прошлого года. Хочется надеяться, что при решении других вопросов власти все-таки придут людям на помощь.

Алматинская область