Все – в свидетелях
Вообще на любой свадьбе вне зависимости от национальности жениха и невесты креатив приветствуется. Однако есть непреложные вековые традиции, которые никогда не станут старомодными. Но обо всем по порядку – ведь нам посчастливилось попасть на настоящую казахскую свадьбу!
Ведущая Салтанат – дочь поэта, кандидат наук, с великолепной дикцией всю церемонию держит всех в напряжении. Заведующая центром “Бахыт” Куралай Нурумова говорит, что подбирает весь персонал очень тщательно, все-таки такое событие, как свадьба, должно пройти так, чтобы и остаться в памяти на всю жизнь.
Негромко играет живая музыка, и гости, сидящие по обе стороны от молодых, уже прикладывают платочки к глазам – все так трогательно! Ведущая произносит клятву любви и верности, молодые повторяют за ней.
– Главное, чтобы слова клятвы остались в сердце, – комментирует происходящее Куралай Нурумова.
Затем родители передают новобрачным маленький символический сувенир – юрту, в которой горит огонь, – чтобы их семейный очаг никогда не погас. После завершения официальной церемонии появляется приглашенный мулла, который закрепляет брачный союз уже перед Аллахом. Спрашиваем, как часто сегодня молодые делают неке?
– Достаточно часто, – отвечает Куралай Есказиевна, – правда, некоторые предпочитают делать это в мечети. Но бывает, просят провести обряд у нас. Здесь, по сути, все присутствующие являются свидетелями этого союза.
Перед молодыми ставится столик с водой, и мулла читает суру Корана. Затем молодые поочередно отпивают воду из пиалы, после чего мусульманский духовный обряд завершен. После чего им вручают неке-куәлігі (свидетельство от мечети). Затем молодым бросают шашу – конфеты с добрыми пожеланиями. Кстати, сладкая традиция на свадьбе исполняется по нескольку раз. На этой свадьбе шашу салютовали дважды, после неке и после обряда беташар. Съесть конфетку с шашу – хорошая примета, это значит сделать шаг в сторону собственного счастья.
В свадебном центре во время проведения церемонии используются спецэффекты, которые несут определенную символику: например, пускание дыма – молодым таким образом расчищают дорогу в будущее, или мыльных пузырей – чтобы новая семья жила в достатке и изобилии.
Как оно в ауле?
Свадьба, на которую мы попали, была примерно на сотню гостей. Профессиональные устроители свадеб говорят, что сегодня в Алматы многолюдные свадьбы – редкость.
– Предел – 300–400 человек. А вот в Шымкенте, к примеру, считай, вся родня собирается. Вообще все зависит от достатка, благосостояния семьи, от количества знакомых и родственников. Но уже, можно сказать, наметилась и обратная тенденция – молодожены стремятся делать скромные свадьбы, для очень узкого круга, чтобы можно было потом съездить попутешествовать на сэкономленные деньги. Правда, так поступает в основном городская молодежь. В ауле, как правило, крепче держатся за традиции и уж если празднуют – то с размахом, стараясь пригласить всех родных и друзей, никого не обидеть.
Известного артиста Акжола Мейрбекова, который совершил несколько хаджей в Мекку, часто просят дать на свадьбах бата – то есть благословение молодым.
– В больших городах казахская свадьба начинается чуть с опозданием, минут на 30–40, пока гости соберутся, – делится своими наблюдениями артист, который часто выступает в глубинке. – А в аулах, районных центрах, если назначают свадьбу на шесть часов вечера, то стартует она не раньше… девяти! Связано это с особенностями хозяйства: пока коров, баранов пригонят с пастбищ в стойло – уже и вечер.
В отличие от города, где стоимость средней свадьбы может быть эквивалентна стоимости однокомнатной квартиры в Алматы, в аулах застолье скромнее, а гуляют – размашистее. Причем большие казахские свадьбы уже стали легендой.
– На юге не 200 и не 300, а по 800 человек приходят на свадьбу, гуляют всем аулом. А поскольку нет там таких залов, которые могли бы всех вместить, свадьбы зачастую проводят во дворе – перекрывают улицы, разбивают палатки, накрывают дастархан. Угощение сытное, но простое – салатов на весь аул не наделаешь, а вот лошадь и несколько баранов на традиционный бесбармак обязательно режут.
На подарки не скупятся!
Свадьба, какой бы она ни была, – это всегда большие затраты. И хотя сегодня никто не требует калым за невесту, подарки, которые преподносятся родней по случаю торжества, не стали менее ценными. На казахских свадьбах дарят все: начиная от ковров и заканчивая ключами от квартиры.
– Например, родители жениха в знак благодарности, признания, преклонения перед матерью невесты, что она воспитала девушку, которая теперь стала их невесткой, дарят сут акы, это может быть конверт с 4–5 тысячами долларов. И это не считая импортных костюмов, дубленок, золотых браслетов апашкам, часов – брату, отцу и прочего. Эти подарки дарятся, когда невесту идут сватать. А когда приходят к жениху, происходит то же самое – делаются подарки родне мужа.
В общем, настоящая казахская свадьба надолго остается в памяти не только самих молодых, но и их родни. На несколько недель хватает разговоров о том, что кто кому подарил и как все было организовано. Пока не наступит время следующей свадьбы…
Свадьба невесты против свадьбы жениха
Основные дни для алматинских свадеб – пятница, суббота, воскресенье, многие свадьбы устраиваются на Наурыз – несколько праздничных дней позволяют соблюсти все традиции, например – отдельные свадьбы со стороны жениха и со стороны невесты.
Также проводится и қыз ұзату, то есть проводы невесты, которые предшествуют свадьбе жениха. Кстати, раньше этот обряд проводился не так часто.
– Наш дворец разработал свой сценарий қыз ұзату, когда невеста поднимается по лестнице вместе с подружками, ведущая начинает говорить, где она училась, как росла, каких добилась успехов и до того момента, как она встретила свое счастье, свою вторую половинку. Ей надевают саукеле – она считается невестой. Потом поднимается жених с друзьями под звуки кюя. Затем женге (жена старшего брата невесты) соединяет их руки, обвязывая белым шарфом (қол ұстасу). Это очень красивая и эффектная церемония, весьма популярная сегодня.
Перед тем как гости сядут за столы, проходит еще один красивый казахский обряд – беташар, или открывание лица невесты. Это знакомство и представление невесты родне мужа. Акын поет под домбру и вплетает в свою песню имена всех родственников мужа. Невеста делает поклон каждому, чье имя прозвучало. Даже если у жениха 150 близких родственников, будущая супруга обязана поклониться им всем в знак уважения.
Акыну за его исполнение все желающие кладут на блюдо деньги. После окончания обряда беташар акын открывает лицо невесты, приподнимая вуаль кончиком домбры. В некоторых городах беташар не делают, предпочитая просто поздравительные тосты и арнау – песни-посвящение для родителей и молодоженов.
Если сосчитать все обязательные торжества, проходящие во время настоящей казахской свадьбы, то их получится четыре.
Первое – это сватовство невесты, или куда тусу.
– Приглашение сватов происходит за 15–20 дней, приходят 30–40 человек.
Затем идут проводы невесты, которые порой и не отличишь от свадьбы, в них могут участвовать от 200 до 500 человек, – говорит Акжол Мейрбеков. – Где-то до полуночи гуляют.
Основную свадьбу делает жених. На следующий день – сторона жениха приглашает родителей и родственников невесты.
Кстати, в аулах белому платью невесты зачастую предпочитают национальные наряды. Либо комбинируют – полсвадьбы проводят в традиционном белом, затем переодеваются в национальное платье.
На одной газетной полосе обо всех обычаях и традициях казахской свадьбы не расскажешь. И в ближайшее время наши корреспонденты расскажут об особенностях проведения свадеб по-казахски в разных регионах страны.