Столице нужен хозяин - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Столице нужен хозяин

Столице нужен хозяин

Астана станет городом для людей, а не для машин

  • 4 Апреля 2017
  • 4176
Фото - Caravan.kz

Левый берег столицы был создан для вау-эффекта, а «человеческим» содержанием его только предстоит наполнить. И это намерена сделать команда молодых креативных ребят из Центр урбанистики Астаны. «КАРАВАН» встретился с заместителем руководителя Центра Асхатом САДУОВЫМ и узнал, какие болевые точки столицы «нащупали» ребята и как хотели бы изменить главный город страны.

Маленький человек в окружении бетона

Не только возгласы восхищения слышатся от аборигенов и заезжих при виде Астаны. И местные жители (многие из которых – «понаехавшие», как и автор этих строк), и иностранцы отмечают чувство дискомфорта, посещающее их на Левом берегу столицы, где сосредоточены главные административные здания, где малолюдно, но зато «многомашинно».   

 Так, например, градостроитель, автор плана стратегического развития Праги Петр СТЕПАНЕК почувствовал себя в Астане «маленьким человеком на бетоне». Для архитектора столица предстала городом для автомобилей, правительства и участников международных конгрессов.

— Я приехал в ваш город ранним утром. Не стал бронировать гостиницу, так как тем же вечером мне нужно было вылетать в Москву и далее в Прагу. И вот стою я на площади перед Дворцом Независимости в 6 часов и ощущаю себя самым маленьким человеком в окружении бетона, — поделился с корреспондентом «Каравана» архитектор. — Почему? Объясню. 80% людей в мире имеют примерно одинаковые габариты, и здания в городах строятся под «people size» (человеческий размер. – Прим. авт.).

Но когда смотришь на строения в Астане, складывается ощущение, что здесь проживают сплошные гулливеры – настолько эти здания громоздкие.

Лицо города – это не только здания. Это, прежде всего, общее пространство. И всё это должно соответствовать человеческим масштабам – как в физическом, так и в психологическом плане. Иначе возникает то самое ощущение маленького человека, — рассказал Петр Степанек.

Огорчили гостя Астаны и другие открытия.

— Я забыл галстук дома, но, обойдя утром все близлежащие улицы, не нашёл ни одного магазина одежды! Хотя во всех столицах мира – в Лондоне, Вене после ста метров вы обязательно наткнётесь на текстильный магазин, книжную лавку или закусочную. В Астану, как рассказывали мои коллеги, средств вложено больше, чем в Лондон. Так почему же в деловом центре столицы так сложно найти необходимые торговые точки? — задавался резонным вопросом гость.

Эксперт подчеркнул: современные тренды архитектуры провозглашают, что города должны строиться для людей, а не для автомобилей. Но о столице Казахстана у чешского эксперта сложилось обратное впечатление.

— 15 лет назад я был в Алматы, и после увиденного в Астане могу сделать вывод, что южная столица – это город для людей, делающий акцент не на коммуникации, как северная столица, а на улицы. В Астану же, на мой взгляд, было заложено больше денег, чем умения. У вас хорошие дороги на Левом берегу, но это дороги для транспорта. У вас красивые здания для участников конгрессов, но насколько они удобны для простых жителей города? – спрашивал архитектор. — Такое ощущение, что ваш город проектировался для НЛО и всех остальных, взирающих на Астану из космоса, но не для людей.

Даже такие амбициозные города, как Астана, должны уважать принципы устойчивого градостроительства, а не стремиться к превращению столицы в дорогостоящую выставку, резюмировал архитектор, и добавил, что отдельные здания ему все же понравились, и в их числе — Библиотека Первого Президента.

Ориентация – налево

Объективно оценивая ситуацию с обликом Астаны, неравнодушные казахстанцы решили его «очеловечить». В прошлом году архитекторы выступили с предложением создать в столице креативную платформу для улучшения городской среды.

— Аким Асет ИСЕКЕШЕВ пошел навстречу, у него уже была подобная идея в голове, и предложил открыть Центр урбанистики, который и появился в сентябре 2016-го. Мы вошли в состав ТОО «Научно-исследовательский проектный институт «Астанагенплан». Мы – это команда из семи человек, архитекторов и урбанистов, — рассказывает Асхат Садуов.

Появление и развитие общественных пространств: пешеходных тротуаров, скверов, парков, а главное — вовлечение горожан в формирование спроса на среду — таковы главные направления работы экспертов Центра.

— Мы хотим вовлечь самих астанчан в создание городской среды, городских сообществ. Сейчас планируем начать исследования по Левому берегу. Это и пешеходные пути, внутриквартальные пространства, дворы, нужно оценить визуальное восприятие, восприятие на тактильном уровне уличной мебели, тротуаров, заборов, освещенности, — делится с нами замруководителя Центра урбанистики.

Асхат СадуовАсхат Садуов. Фото — Назгуль АБЖЕКЕНОВА

На вопрос, почему объектом исследования команда решила взять относительно удовлетворительный в плане «лица» Левый берег, а не Правый, нуждающийся в капремонте, наш собеседник ответил:

— Разумеется, на Правом берегу проблем больше. Если брать Коктал, Ондирис, Лесозавод (окраинные микрорайоны Астаны – Прим. авт.), там все сложнее. Мы хотели начать с самого, казалось бы, благополучного участка Левого берега, потому что это некая передовая, именно там зарождаются, апробируются и затем экстраполируются на остальной город градостроительные решения. Поэтому важно начать именно с него. Здесь много проблем, связанных, например, с недружественной средой, и нам важно найти подход, методологию. Высшая цель — показать общественности, каким может быть город при ее активном участии.

Пять полей пройдешь

К слову, сам Асхат живет в Астане больше 15 лет и не понаслышке знает об изъянах города.

— На Левом берегу есть проблема больших расстояний. Площади здесь несоразмерны масштабу человека – часто нужно пройти порядка 500 метров, прежде чем доберешься до здания. Для сравнения — это расстояние пяти футбольных полей.

Это распространенный прием в архитектуре: площади строились для визуального эффекта, чтобы выявить масштабность, панораму. Совершенно не уникальный для Астаны прием, так делают везде. Другое дело, что сегодня парадигма немного изменилась, и так строить уже нельзя. Еще важно понимать, что при таких темпах строительства, как у нас, когда решения принимаются очень быстро, вопрос «человеческого наполнения» улиц города обречен остаться на втором плане. Но все поправимо, — отмечает Садуов.

Пешеходные сети, особенно на Левом берегу, по оценке архитектора, подчинены не совсем логичному порядку —  нет четкой прямой линии, по которой двигался бы человек.

— Участки застраивались разными компаниями, и прилегающие территории жилых комплексов не имеют четкой связи и концепции с дорогами и тротуарами. Опять же, это широко распространенная градостроительная, уже можно говорить, ошибка, — отмечает Садуов.

Также, по мнению эксперта, в новой части Астаны следует разбивать скверы, наполнять функционалом уже имеющиеся парки.

— Для того, чтобы парк был успешным, он должен предлагать явные и неявные активности. Вот, к примеру, большой парк, прилегающий к Пирамиде (Дворец мира и согласия – Прим. авт.) — по моему мнению, как парк не работает. Парк должен располагаться на пересечении больших рутинных потоков людей, они должны через него куда-то идти, другими словами. А сейчас единственная его функция – редкие прогулки посетителей Пирамиды. Есть Президентский парк возле Назарбаев Центра, но туда нужно специально ехать, — констатирует архитектор. 

Расплодившиеся в столице торгово-развлекательные центры до статуса общественных пространств сегодня не дотягивают, считает Асхат Садуов:

— Все променады совершаются в эти места вынужденно – за неимением других пространств и ввиду природно-климатических условий Астаны.

Даже Петр Первый не мог знать

Продолжая тему «человеческого масштаба» городов, собеседник упоминает об известном противостоянии между работниками Бюро Яна ГЕЙЛА и звездными архитекторами.

— Одним из ярких представителей тех, кто претворил теорию о человеческом масштабе города и его строений в жизнь, является датский архитектор Ян Гейл. Он писал свою теорию общего пространства порядка 30 лет, считая, что города должны быть для людей, а не для машин. Почему европейские города такие уютные? Потому что они априори строились для людей, а не автомобилей, и масштаб городских зданий был соответствующий. Потом, с развитием автопрома, у западных городов начались проблемы – они стали обителями частного автомобиля. Была целая эпоха архитектурных звезд, когда премию Притцкера (аналог Нобелевской премии в архитектуре) давали звездам типа Захи ХАДИД и другим приверженцам стилей хай-тек, мегазданий. А сейчас популярна теория Яна Гейла, и премию дают социальным архитекторам, ориентированным на построение городов для людей, о чем говорит тематика Венецианской архитектурной биеннале вот уже второй год, или то, что Притцкера в прошлом году получил Алехандро АРАВЕНА (чилийский автор проектов дешевого и доступного жилья – Прим. авт.), — говорит Асхат Садуов. 

Кстати, об именитых градостроителях. Мы поинтересовались отношением собеседника к тому, что для проектирования главного города страны нанимали иностранных профессионалов, а не отечественных. При этом их работа, обошедшаяся бюджету в копеечку, часто вызывала и продолжает вызывать критику не только среди простых граждан, но и среди профессионалов.

— Первый Генплан Астаны разрабатывал Кисё КУРОКАВА (японский архитектор – Прим. авт.). Он дал концепцию, тот вектор, в котором должен развиваться город. И по этой концепции Астана развивалась с 1997 года до начала нулевых. В дальнейшем в Генплан были вовлечены наши специалисты, в их числе заслуженные архитекторы Сарсен ЖУНУСОВ, Нурмахан ТОКАЕВ. Что касается критики концепции Генплана Курокавы, в том числе Левого берега – я читал статью, где говорилось о том, что разработчики не ожидали такого наплыва людей. Человек — существо непредсказуемое, Петр Первый тоже не планировал, что с Петербургом случится так, как случилось, — говорит Асхат Садуов. 

Чемоданы планов

Собеседник «КАРАВАНА» отмечает, что ему близки идеи Курокавы в части метаболизма — идеи органичного развития города, а также симбиоза – соседства исторических зданий с новыми объектами.

— Правый и Левый берег столицы должны развиваться равномерно. Правый берег всем туристам представляют как советский Целиноград, а Левый — как новую Астану. И в целом новые объекты, если рассматривать их каждый по отдельности, а не в контексте, они точечные, уникальные, — считает архитектор. — Но городу нужно больше скверов, и этот вопрос начнет решаться уже в этом году – в Астане появится 17 скверов. Рабочие проекты по двум из них – в районе железнодорожного вокзала и в старом центре на Правом берегу делал наш Центр. Сквер близ вокзала по улице Биржан сала – как зону ожидания – мы предложили назвать Сквером чемоданов. Аким предложил Ак жол – Добрый путь. В проекте мы хотим задействовать торцовую стену девятиэтажки для стрит-арта, — делится планами замдиректора Центра урбанистики.

Оба сквера появятся на месте снесенных ветхих строений. А еще команда Центра занимается поиском места для создания столичного Арбата.

— В акимате было совещание, где прозвучала идея участников сообщества в Фейсбук «Хочу Арбат». И сейчас мы разрабатываем проект города ремесленников, свой Арбат в Астане появится, скорее всего, возле Набережной на Правом берегу, которая является местом притяжения горожан и туристов, — поделился с нами Асхат Садуов.

 А еще, уверен архитектор, Астану нужно разгрузить от автомобилей. Частично проблему должен решить запуск легкорельсового транспорта, строительство инфраструктуры для него намечено на 2018 год.

— Нужно отказаться от развития города в пользу автомобилей, организовать транспорт, самих водителей. Для этого существует много решений, можно сделать как в Америке, где на улицах можно двигаться на красный направо, а налево просто нет поворота, например. И если вам нужно налево, то придется петлять. Так что вы будете вынуждены заранее формировать маршрут в голове, а не двигаться хаотично, — говорит собеседник. – Ну, и главное — мы считаем, и тому есть подтверждения, что в городе будущего на вершине транспортной пирамиды находится общественный транспорт. Удобный, эффективный, чистый, доступный и скорый.

Код столицы

Рассказали нам и о проекте для лучшей навигации и ориентирования на местности.

— Мы предлагаем разбить все улицы Астаны на коды, — говорит Асхат и показывает карту города, поделенную на зоны. — Вот здесь – RW 18, что означает: Правый берег, западная сторона, четная улица. Пересечения улиц пронумерованы как четные и нечетные. Благодаря такому делению не нужно запоминать, где находится та или иная улица. Проект пока не утвердили, но мы надеемся, что это произойдет. Пример такой успешной навигации есть в Вашингтоне, Нью-Йорке других мегаполисах, — говорит Асхат Садуов.

Под занавес разговора мы спросили представителя Центра урбанистики Астаны о конечных целях проекта.

— Самое важное для нас — разбудить жителей столицы, мы хотим, чтобы не было равнодушных к своему городу людей. Мы сотрудничаем с Центром прикладной урбанистки Москвы, работающим по всей России, так вот они провели исследование, которое показало, что люди постсоветских городов инертны, постоянно ждут коллективных решений, возлагают проблемы города на кого-то, кто все сделает за них. А еще очень заметно потребительское отношение людей к городу. Нечто похожее мы наблюдаем в Астане. И нам бы хотелось изменить отношение горожан к городу, хотелось бы видеть здесь сформировавшуюся городскую среду и сформировавшегося жителя Астаны, который чувствует себя не временщиком, а хозяином. И относится к городу — нашему общему дому — соответствующе, — поделился с нами своими надеждами Асхат Садуов.

Астана