Стабильность цен, финансирование экономики и устойчивость рынка – что даст соглашение между правительством и Нацбанком - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Стабильность цен, финансирование экономики и устойчивость рынка – что даст соглашение между правительством и Нацбанком

Стабильность цен, финансирование экономики и устойчивость рынка – что даст соглашение между правительством и Нацбанком

Правительство и Национальный банк Казахстана заключили cоглашение, направленное на координацию мер макроэкономической политики на 2019 год. По мнению специалистов, документ позволит обеспечить стабильность цен, доступное финансирование экономики и устойчивость финансового рынка.

  • 12 Апреля 2019
  • 344
Фото - Caravan.kz

Принципы действий

Согласно документу, денежно-кредитная политика, проводимая финансовым регулятором, будет опираться на постепенное снижение уровня инфляции и ее сохранение на низком уровне, сохранение режима инфляционного таргетирования и свободно плавающего обменного курса тенге, а также либерального валютного законодательства. Поддержание стабильности финансовой системы и внедрение риск-ориентированного надзора, основанного на оценке рисков и мерах пропорционального регулирования, также в числе приоритетов.

Отмечается, что Нацбанк будет содействовать мерам кабмина по обеспечению роста экономики, если это не противоречит достижению цели и выполнению задач финрегулятора.

На период 2019–2021 годов финрегулятор установил целевой ориентир по инфляции в пределах 4–6 процентов с последующим снижением до 3–5 процентов.

В рамках соглашения определена сбалансированная фискальная политика. Правительство сфокусируется на проведении устойчивой и предсказуемой фискальной политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, снижение зависимости расходов бюджета от цен на нефть, повышение эффективности и стабильности государственных расходов. Для обеспечения долгосрочной устойчивости правительство будет способствовать накоплению средств Национального фонда.

Денежно-кредитная политика

Эффективная денежно-кредитная политика и меры по контролю за инфляцией – задача, в рамках которой Нацбанк намерен поддерживать уровень базовой ставки, положительной в реальном выражении в пределах 3–3,5 процента.

Также в соответствии с мандатом и действующими инструментами финансового регулятора будут приняты меры по стимулированию кредитования экономики за счет временно свободной банковской ликвидности.

В условиях режима свободно плавающего обменного курса для поддержания стабильности валютного рынка важным является обеспечение устойчивого баланса спроса и предложения иностранной валюты на рынке. В этом контексте задачей Нацбанка является обеспечение стабильности валютного рынка, для чего он продолжит политику свободно плавающего обменного курса тенге, оставляя за собой право проведения интервенций для предотвращения чрезмерных изменений курса тенге.

Финрегулятор будет способствовать развитию рынка производных финансовых инструментов для предоставления участникам рынка возможностей хеджировать валютные риски.

Для обеспечения же гарантированных трансфертов в бюджет из Национального фонда будет проводиться планомерная конвертация валютных активов Национального фонда на внутреннем валютном рынке.

Инструменты роста

Соглашение предусматривает совместные меры правительства и Нацбанка по обеспечению привлекательного инвестиционного климата, доступности и прозрачности фондирования, роста инвестиций в экономику страны. Большая игра на финансовом поле

Фондирование экономики будет осуществляться не только через инструменты банковского кредитования, но и через возможности фондового рынка. По данному направлению участниками станут страховой рынок, рынок управляющих инвестиционных компаний, микрофинансовых организаций, кредитных товариществ, лизинга, инвестиционных фондов, фондов венчурного финансирования. Это позволит обеспечить диверсификацию источников фондирования, снизить риски закредитованности населения и бизнеса.

Для повышения доступа казахстанцев к финансовым услугам и снижения теневой экономики будут решены вопросы эффективной удаленной идентификации клиентов и интеграции баз данных.

Совместно с участниками финансового рынка Нацбанк продолжит работу по формированию эффективной инфраструктуры рынка, развитию рынка межбанковского кредитования, построению рыночных индексов и индикаторов. В спис­ке задач также создание условий для расширения и развития новых финансовых инструментов, продуктов и услуг, внедрение наилучших стандартов и практик, а также продвижение высокотехнологичных дистанционных финансовых услуг и обеспечение их доступности во всех регионах страны.

…И ценные бумаги

Другой акцент в соглашении сделан на развитии рынка государственных ценных бумаг. Нацбанк проведет работу по включению ценных бумаг министерства финансов в международные глобальные индексы развивающихся стран.

Национальный банк Казахстана совместно с министерством финансов и участниками фондового рынка продолжит работу по формированию инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, в том числе с участием международных расчетных организаций.

Заместитель директора Центра исследований прикладной экономики, автор телеграм-канала “Tengenomika” Олжас ТУЛЕУОВ в этой связи напоминает, что главными факторами привлекательности любого финансового актива являются эффективное сочетание доходности и ожидаемых рисков по нему.

– ГЦБ Казахстана в этом случае не исключение. То есть для потенциального внешнего инвестора предлагаемая доходность по казахстанским гособлигациям должна покрывать риски дефолта эмитента – минфина Казахстана. При этом имеется в виду именно реальная доходность облигации, то есть с учетом инфляции.

В настоящий момент номинальная доходность ГЦБ Казахстана со сроками погашения от 1 года до 5 лет равна 8,5–11 процентам соответственно. Это значит, что с коррекцией на текущую фактическую инфляцию в 4,8 процента реальная доходность по ним равна 3,7 процента и 6,2 процента. И, на наш взгляд, данная доходность достаточно высокая при средних кредитных рисках Казахстана. Так, согласно последним оценкам международных агентств, таких как “S&P”, “Moody’s” и “Fitch”, суверенный кредитный рейтинг нашей страны соответствует уровням “BBB-”, “Baa3” и “BBB” соответственно. Другими словами, ценные бумаги, выпускаемые минфином Казахстана, относятся к классу “инвестиционных” и имеют привлекательную реальную доходность, – говорит экономист.

Но, даже несмотря на это, сейчас доля нерезидентов в числе держателей казахстанских госбумаг очень незначительна.

– К примеру, по данным Нацбанка, лишь 3 процента от всего объема краткосрочных нот, эмитируемых регулятором, принадлежит внешним инвесторам. Для сравнения: в России на долю нерезидентов приходится 25 процентов от общего объема облигаций федерального займа. В этой связи можно предположить, что причиной низкой привлекательности наших госбумаг для нерезидентов является отсутствие должного “маркетинга” на международных рынках. И эту проблему, думаю, сможет решить инициатива Нацбанка по включению казахстанских ГЦБ в международные глобальные индексы развивающихся стран, – резюмировал Олжас Тулеуов.

Доступное жилье

В части реализации государственных программ, финансовой поддержки развития экономики правительство и Нацбанк продолжат работу жилищных программ “Нұрлы жер” и “7-20-25”. В частности, кабмин примет меры по увеличению предложения доступного жилья. Нацбанк в свою очередь продолжит финансирование программы “7-20-25”.

Реализация этих жилищных программ позволит обеспечить доступным жильем различные слои населения с привлечением бюджетных и частных источников финансирования.

Кроме того, финрегулятор примет меры по предоставлению банкам долгосрочной ликвидности в сумме 600 миллиардов тенге в 2019–2020 годах для кредитования приоритетных проектов экономики, определенных правительством.

Помимо этого, Нацбанк предоставит 100 миллиардов тенге в течение 5 лет на продолжение реализации банками программы кредитования физических лиц – покупателей легкового автотранспорта отечественного производства.

Здоровая среда

Важнейшая задача, обозначенная в соглашении, – оздоровление предприятий реального сектора. Участники документа признают, что в основе создания условий для здоровой бизнес-среды лежит жесткая рыночная дисциплина в отношении несостоятельных и неэффективных компаний. Поэтому кабмин и Нацбанк будут совместно работать с высшими судебными органами по вопросам правоприменительной практики и обеспечения баланса интересов должников и кредиторов.

Правительство будет вести работу по дальнейшему улучшению законодательства по банкротству. Совместно с Нацбанком будут устраняться барьеры, препятствующие кредиторам реализовывать свои права по урегулированию долга.

Кроме того, будут проводиться мероприятия по повышению качества корпоративного управления, ответственности руководителей и акционеров компаний за предоставление недостоверной информации.

Нацбанк будет способствовать оздоровлению предприятий реального сектора через меры по улучшению качества ссудного портфеля банков, через расширение возможностей и прав банков по реструктуризации проблемной задолженности. Принимаемые меры также направлены на обеспечение прав инвесторов на рынке ценных бумаг при несостоятельности эмитента.

Стабильность финансовой системы будет достигаться благодаря работе, направленной на укрепление банковской системы. Для этого будет внедрен риск-ориентированный надзор, основанный на мотивированном суждении, независимой оценке качества активов банков.

Помимо этого, правительство и Национальный банк Казахстана приложат все усилия по развитию и обеспечению параллельного функционирования Казахстанской фондовой биржи и биржи Международного финансового центра города Нур-Султан с использованием единой кастодиальной и расчетной инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Борьба с теневой экономикой

Снижение теневой экономики и развитие безналичных платежей – для решения этих задач правительство и Нацбанк переведут расчеты по крупным сделкам в безналичную форму. Для повышения доступности безналичных платежей и минимизации издержек участников рынка финрегулятор создаст необходимые условия для совершенствования инфраструктуры безналичных платежей и развития инновационной и конкурентной среды.

О защите прав потребителей финуслуг

Защита прав потребителей и повышение финансовой грамотности – еще одно немаловажное направление. В этой части правительство и Национальный банк Казахстана продолжат работу по защите прав потребителей, обеспечению прозрачности условий договоров, примут меры по защите личной информации.

Для ограничения рисков потребительского кредитования финрегулятор планирует подготовить предложения по регулированию небанковских кредитных организаций – кредитных товариществ, онлайн-кредиторов, ломбардов. Будут подготовлены соответствующие изменения и дополнения в законодательство.

Правильные вещи

Как считает депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ, в соглашении между правительством и Национальным банком по координации мер макроэкономической политики на 2019 год прописан ряд правильных вещей. Микрокредитная макрокабала: как один кредит может пустить жизнь под откос

– Основным в этом документе является определение именно согласованных действий по обеспечению стабильности цен, доступного финансирования экономики и устойчивости финрынка. Но самым важным является то, что новый председатель Национального банка Ерболат Досаев – это руководитель, который пришел в главный финрегулятор Казахстана с большим багажом знаний о реальном секторе экономики, банках, государственной и квазигосударственной системах, – говорит парламентарий. – Поэтому именно Национальный банк выступил с инициативой о подписании соглашения с правительством.

Документ задает всем субъектам экономики основные стратегические ориентиры по уровню инфляции, базовой ставке и намерения регулятора обеспечить стабильность валютного рынка.

Такие намерения можно приветствовать, а при условии улучшения прозрачности, предсказуемости валютных торгов и ужесточении контроля за различными видами спекуляциями только поддержать.

Мажилисмен А. Конуров считает, что реальному сектору экономики для его развития всегда не хватало предсказуемости и стабильности на валютном рынке, поэтому, если Национальному банку удастся обуздать волатильность, это станет серьезной поддержкой для всех.

– Хочется поддержать желание Национального банка сосредоточиться на реализации и улучшении условий по программам, которые очень востребованы в обществе. По программе “7-20-25” Национальный банк продолжит финансирование на ранее утвержденных условиях. Предлагается предоставить заемщикам возможность первоначального взноса свыше 20 процентов и расширить число банков – участников программы. По популярной в народе программе льготного кредитования для покупателей отечественного автотранспорта 20 миллиардов тенге будет выделено уже в этом году, – отмечает Айкын Конуров.

Поддерживает депутат и акцент на программе оздоровления предприятий реального сектора.

– Это ожидаемо и правильно. В развитых странах, куда мы так стремимся, банки очень редко доводят до банкротства крупные и средние предприя­тия индустрии и АПК. Особо хочется отметить реализацию риск-ориентированного надзора за банками, к которым и у государства, и у населения очень много претензий. Введение надзора поможет выявить банки с недостаточным капиталом и провести превентивные мероприятия на раннем этапе, – подчеркивает Конуров.

Это исключит многие риски как для вкладчиков и клиентов БВУ, так и для всей экономики в целом, полагает мажилисмен.

– Со своей же стороны, в мажилисе готовы поддержать инициативы Национального банка по расширению мандата для снижения рисков для населения в области потребительского кредитования. Нуждаются в жестком регулировании небанковские кредитные организации, компании онлайн-кредитования, ломбарды. Согласен, что нужно усилить требования по прозрачности условий договоров, а также защите прав потребителей, особенно социально уязвимых слоев населения, – отметил Айкын Конуров.

Преемственность – это важно

Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Сабит СУХАНОВ в свою очередь подчеркнул, что данное соглашение свидетельствует о преемственности правительства РК и Нацбанка РК в части ранее проводимой макроэкономической политики.

– Это, прежде всего, свободно плавающий курс национальной валюты, режим инфляционного таргетирования для снижения инфляции, оздоровление банковской системы, реализация государственных программ и так далее. Вместе с тем следует отметить, что в данном соглашении сделаны акценты на повышение доступности финансирования путем диверсификации инструментов фондирования, снижения теневой экономики за счет электронных технологий, а также улучшения защиты прав потребителей финансовых услуг посредством регулирования финансовых агентов со стороны Нацбанка РК. Указанные проблемы являются крайне актуальными в экономике Казахстана – без их решения невозможно добиться высоких темпов экономического роста, – отметил эксперт.

Координация действий правительства и Национального банка Казахстана будет осуществляться с помощью регулярного мониторинга и обсуждения мер на заседаниях Совета по экономической политике. Россия рано радуется: финансовый аналитик рассказал, почему краха доллара ждать не стоит

Реализация соглашения позволит достичь показателей, которые обозначил Первый Президент Казахстана на расширенном заседании 30 января 2019 года. В частности, это привлечение инвестиций в основной капитал на уровне 16,8 процента к ВВП в 2019 году и более 30 процентов к ВВП в год к 2025 году, доведение доли малого и среднего бизнеса до 28,2 процента к ВВП в 2019 году и 35 процентов к ВВП к 2025 году, сокращение доли теневой экономики на 40 процентов за три года.

В конечном счете согласованные действия участников соглашения позволят реализовать главную цель экономической политики государства – рост благосостояния и уровня жизни населения.

НУР-СУЛТАН