Недавно мэтры от архитектуры сделали в СМИ неожиданные заявления о том, что здание аэропорта типовое, каковых по бывшему Союзу сотни, и что он не является памятником архитектуры. Историческое здание, которое для многих поколений алматинцев олицетворяет родной город, кому-то уже не первый год как кость в горле.
Впервые о сносе заговорили еще перед Универсиадой-2017. Отцы города совместно с руководством аэропорта решили, что потоку туристов, который хлынет в Алматы на спортивные соревнования, будет недостаточно существующего аэровокзала. Тогда решили снести старое здание VIP-вылетов, чтобы расширить терминал в сторону завода № 405. Но акционеры подумали над финансированием этого “проекта века”, пошуршали в своих кошельках и решили, что туристам хватит и того, что есть.
История получила продолжение в тот момент, когда появились слухи о продаже акций воздушной гавани. Согласно данным казахстанской торговой биржи KASE, акции и “другие ценные бумаги АО “Международный аэропорт Алматы” были выставлены на торги еще в 2010 году. Но информация о продаже появилась несколькими годами позже, тогда же впервые был назван и новый владелец. В конце ноября прошлого года сообщалось, что турецкий “TAV Airports Holding” завершит сделку по приобретению акций Международного аэропорта Алматы в январе 2020 года. Но договор купли-продажи на сумму 415 миллионов долларов был подписан только в мае 2020-го. На пресс-конференции 27 мая аким Алматы Бакытжан Сагинтаев анонсировал строительство нового терминала с 1 июля текущего года. При этом ни слова не было сказано о судьбе исторического терминала аэропорта, который алматинцы любовно называют “здание с башенкой”.
Потеря памяти
Напомним то, о чем так дружно “забыли” чиновники: здание входит в список памятников истории и культуры местного значения г. Алматы за № 73 – “Аэропорт (аэропорт международных линий). Архитекторы Г. Елкин, Б. Заварзин”.
В прессе мелькнул проект нового терминала, где на месте исторического здания был представлен новый аэровокзал.
Неравнодушные алматинцы подняли шум в соцсетях. Но исполнительные органы Алматы на такие возмущения обычно предпочитают не реагировать. Не отреагировали и в этот раз. Тогда в разные инстанции полетели официальные запросы. В мае и июне администрация группы в Facebook (ФБ) “Любимая Алма-Ата и Алматы” обратилась к акиму города.
Лично Бакытжан Абдирович, конечно же, не ответил, зато получены ответы от управления городского планирования и урбанистики и управления культуры, написанные как под копирку:
“На сегодняшний день руководство аэропорта города Алматы не обращалось в управление городского планирования и урбанистики города Алматы за архитектурно-планировочным заданием (АПЗ) на строительство нового здания аэропорта со сносом старого здания”. При этом управление подтвердило, что “в соответствии с постановлением акимата г. Алматы от 10 ноября 2010 года № 4/840 аэропорт (аэропорт международных линий) входит в список памятников истории и культуры местного значения г. Алматы”.
Из управления культуры Алматы был получен аналогичный ответ: “Руководствуясь ст. 5 Закона РК “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия”, лишение памятника истории и культуры его статуса и исключение из Государственного списка памятников истории и культуры допускаются лишь в случае полной физической утраты объекта и (или) утраты историко-культурной значимости.
В связи с чем вопрос о лишении статуса памятника истории и культуры “аэропорт (аэропорт международных линий)” не рассматривается”.
В сентябре появилась информация, что управлением городского планирования и урбанистики застройщику “даны рекомендации по сохранению здания”.
“Компании-застройщику в соответствии с Законом РК “Об охране и использовании объектов истоpико-культуpного наследия” даны рекомендации по сохранению уникального здания аэропорта постройки 30-х годов прошлого века с его неповторимым архитектурным стилем, – отметили в ведомстве. – В настоящее время выдано архитектурно-планировочное задание на расширение существующего перрона. Идет разработка эскиза терминала. После этого застройщику рекомендовано провести общественные обсуждения. Строительство начнется после утверждения необходимых документов. Объект расположится на территории действующего терминала”.
До основанья, а затем?
Но вдруг в прессе поднялась, как назвали ее пользователи социальных сетей, “массированная пропагандистская кампания по подготовке общественного мнения к уничтожению очередного алматинского здания с привлечением якобы авторитетов”.
В одном из СМИ прозвучала фраза директора Института архитектуры и строительства имени Т. К. Басенова Болата КУСПАНГАЛИЕВА: “Я родился и вырос в этом городе, хорошо знал и уважал автора проекта здания аэропорта Басенова, но и тогда, и сейчас это был типовой проект той эпохи. И он не является памятником архитектуры”.
После этой фразы совершенно неважно, что он сказал дальше про предполагаемый перенос и конкурс среди архитекторов Казахстана. “Он не является памятником архитектуры” – точка! Когда архитектор такого уровня, как директор целого профильного института, не знает, что входит в список памятников города, в котором директор “родился и вырос”, о какой архитектуре можно говорить?
В другом СМИ собрана целая подборка тех самых “авторитетов” под названием: “Архитектурные излишества”.
Сходка авторитетов
Болат Куспангалиев отметил, что, “если в проекте сохранения здания потребуется его перенос, это потянет за собой колоссальные средства. Даже если устроить общественные слушания на тему – сносить или переносить на новое место одноэтажное здание аэропорта, уверен, мнение общественности будет за то, чтобы отказаться от переноса”.
Отметились и господа из РИЦ “Казреставрация”: “Это здание (VIP-терминал) убрали из списка памятников в 2010 году. Оно не имеет исторического значения. Это типовой проект – не уникальное здание. Но в знак уважения к нашему коллеге, первому архитектору, его не снесут”, – рассказал директор НИЦ “Казреставрация” Канат ТУЯКБАЕВ.– Здание перенесут, учитывая все его декоративные и архитектурные особенности. Старое здание 50-х годов планируют возвести в 300 метрах к востоку от нынешнего расположения и сохранить его архитектурный стиль. Сооружение станет первым музеем, в котором будет храниться история развития отечественной авиации”.
Прежде чем делать такие заявления, не мешало бы таким большим начальникам заглянуть всё в тот же список памятников архитекторы и уточнить, что статуса памятника лишили то здание аэропорта, что сгорело, а то, о котором идет речь, пока еще всё на том же, 73-м месте списка.
Был в акимате такой порыв в 2018 году, но вовремя опомнились и отозвали решение после публичного обсуждения в том же, 2018-м. Включено оно под номером 64 и в проекте нового списка 2020 года уже за подписью нынешнего акима Бакытжана Сагинтаева.
Член Королевского института британских архитекторов (RIBA), член-корреспондент Международной академии архитектуры Нурлан КАМИТОВ: “Перенос – это огромные и неоправданные затраты. Сегодня данная постройка 1930-х годов выпала даже из существующего общего ансамбля архитектуры. Она зажата большим терминалом, заросла старовозрастными деревьями (большие деревья высажены перед терминалом как раз с началом кампании об уничтожении, раньше на их месте находилась клумба, и здание было видно далеко до въезда на территорию аэропорта. – Авт.). Я, как архитектор, не вижу, каким образом возможно вписать ее в комплекс нового перестроенного и расширенного аэропорта? Не надо такие понятия, как “памятник архитектуры” и “историческое здание”, путать с просто старыми зданиями, зачастую давным-давно выработавшими свой эксплуатационный век”.
А как вписались Собор Парижской Богоматери, Лувр, Петродворец, Колизей в архитектуру современных городов? Снести это старье “к чертовой матери, не дожидаясь перитонита”!
После этих высказываний складывается впечатление, что их авторы не видели здание, о котором идет речь, вообще, не говоря уже о списке памятников архитектуры.
Глас народа
Кирилл ЖИЖИМОНТОВ, член Союза архитекторов СССР:
– Это просто возмутительно – читать мнения так называемых академиков от архитектуры. Толеу Кульчаманович Басенов в гробу переворачивается. Я, как последний из оставшихся в живых авторов реставрации, возмущен таким отношением к архитектурному наследию ХХ века. Это уничтожение национальной памяти.
Павел САВРАНЧУК, архитектор, преподаватель КазГАСА:
– На то и МАСТЕР, чтобы включить старое в новое. Именно сохраненное создает препятствие безадресным тиражным решениям и способствует региональной оригинальности объекта. Никогда ничего не надо сносить, надо пригласить мастера!
Наиля БАТЬКАЕВА:
– Здания придавали особый шарм Алма-Ате, особый облик, они несут душевное тепло, уют и ощущение родного дома, куда хочется вернуться.
Роман ПАНОВ:
– Его (Б. Куспангалиева) мнение… Да у него в руководимом институте античные колонны сочетаются с алюкобондом и керамогранитом. Всё, что нужно знать о современной архитектуре.
Владимир КАМЕНЕВ:
– Даже если действительно таких (похожих) зданий на территории Союза было около сотни, сейчас, конечно, значительно меньше. И наш город обладает одним из них – это, безусловно, архитектурный и исторический раритет, который никак не может быть жертвой коммерческих интересов пришельцев.
Рустем ДАУМОВ:
– Если так относиться к памятникам архитектуры, то вскоре нечего будет сохранять. Здание необходимо сохранить в первую очередь, а аэропорт можно построить, не разрушая памятник архитектуры, рядом либо вокруг исторического наследия.
Natalya SLUDSKAYA:
– Странный аргумент: “Тем не менее к чувствам и памяти людей старшего поколения надо относиться бережно”. Разве надо сохранять старинные здания и облик города не потому, что это вехи истории и уважение к нашему общему прошлому в принципе, а ради неких чувств старых людей?.. С каждым новым предложением идеи всё более и более убогие. Макет старого здания поставить в новом аэропорту на память… блин. Члены Британских королевских институтов и академики международных академий. Пипец высказывания… Снесут и построят ресторан? Здание первого в Казахстане телеграфа перестало быть памятником
Пётр СМИРНОВ:
– В то время не может не быть типовых зданий – слишком мало было специалистов. Но типовым оно является в масштабах огромной страны. А для нашего города все эти “типовые” здания – уникальны.
И что дальше?
Что интересно, на фондовой бирже KASE у аэропорта до сих пор числится старый владелец 100 процентов акций “Venus Airport Investments B.V.”. Так почему же местные “зодчие-разрушители” так активно включились в акцию в поддержку сноса исторического здания Алматинского аэропорта?
Господа архитекторы и реставраторы! А что вы собрались сносить или передвигать на 300 метров на восток, если сделка по продаже акций аэропорта еще не завершена? Как вы будете выглядеть, если турецкая компания либо откажется от сделки, либо скажет, что всё вами сказанное к их планам не имеет никакого отношения? Ведь такой вариант возможен.
Сделка не завершена, никто из причастных ничего конкретного сказать не может. Так что же собрались “передвигать” или сносить господа архитекторы? Кто поднял эту волну?
И после авторитетных мнений директоров и членов всяческих академий возникает, пожалуй, главный вопрос: почему наши эксперты считают деньги нового (еще и не совсем) владельца? Зачем заглядывать в их кошелек, если в том кошельке нет личного интереса?
С планомерным уничтожением старых добротных и красивых алматинских зданий что останется потомкам для изучения истории города? Бездушные стекляшки, бетонные коробки и сухие фонтаны?
Мы еще помним причину пожара в терминале 1974 года постройки. Какая фритюрница может вспыхнуть в этот раз?
Алматы