По их словам, контроль безопасной эксплуатации аттракционов, закрепленный за местными исполнительными органами, согласно национальному стандарту “О безопасности аттракционов”, действует только на бумаге.
Депутаты оказались недалеки от истины: гибель карагандинки на аттракционе “Роупджампинг” поставила перед местной исполнительной властью ряд вопросов, которыми, пока жареный петух не клюнул, чиновники предпочитали не заморачиваться.
Роковой подарок
Видео, прикрытое заставкой “Неприемлемый контент”, появилось в воскресенье, 10 октября, на просторах карагандинского сегмента соцсетей, и тут же вышло за его пределы. На любительских кадрах, снятых, очевидно, камерой мобильного телефона, видно, как, стоя на крыше высотного здания, мужчина в камуфляже закрепляет страховочный пояс на девушке в бордовой куртке и предупреж-дает: “Долго не думай, сразу прыгай”. Затем начинает отсчет. На счет “два” женщина прыгает. За кадром слышится мужской голос: “Я тебя люблю!”. На видео видно, что канат не натягивается, и девушка врезается в бетонное ограждение.
Эти страшные кадры сопровождались пояснением о том, что жительница Шахтинска по имени Евгения увлекалась роупджампингом и, совершая очередной прыжок с высоты, разбилась на глазах мужа и подруг.
Подвело оборудование – канат оказался не закреплен внизу. “Ей было 33 года. Она прыгала с высоты не первый раз. Прыжки с крыш были для нее своего рода увлечением, хобби. Девушка специально ездила в район РТИ возле города Сарань, где много пустых многоэтажных домов, чтобы прыгать с высоты”, – говорилось в местном паблике в “Инстаграме”.
Медики сообщили, что женщина после падения была еще жива. “Пациентка была доставлена в многопрофильную больницу имени проф. Х. Ж. Макажанова в крайне тяжелом состоянии с тяжелой черепно-мозговой травмой; внутримозговой гематомой; отеком головного мозга и травматическим шоком. В экстренном порядке была прооперирована. Выполнена трепанация черепа, удаление гематомы. Несмотря на проводимые лечебные мероприятия, пациентка скончалась”, – сообщили в управлении здравоохранения. Пресс-служба департамента полиции Карагандинской области выдала пресс-релиз: “По данному факту начато досудебное расследование по статье 306, части 1 УК РК”.
Комментарии под видео с последним прыжком Евгении заставили ее близких выйти с открытым обращением к пользователям соцсетей. Поскольку многие комментаторы писали слова осуждения в адрес погибшей, высказывая недоумение по поводу того, как могла молодая женщина, жена и мать, решиться на такой экстремальный вид развлечения, да еще и прыгнуть раньше времени, не дожидаясь команды инструктора, ее друзья и коллеги попросили не усугублять горе семьи. “Очень страшно и больно читать осуждение от людей, которые не знают ее совсем. Евгения была настолько светлый, позитивный человечек, что словами описать невозможно! У нее был счастливый брак, заботливый муж, 2 детей и племянник мужа, которого они взяли под опеку, чтобы ребенок не попал в детский дом после смерти сестры мужа”, – поделились подруги погибшей. Они сообщили также, что семья Евгении до трагической смерти женщины пережила еще несколько потерь – похоронили младшего брата, отца, бабушку, свекровь и золовку молодой женщины.
Чуть позже стало известно – сертификат на прыжок на роковом аттракционе был подарком на день рождения Евгении. Его она отметила 4 октября.
Всё не под контролем
О причинах трагедии долго гадать пользователям Интернета не пришлось. Буквально сразу же по соцсетям разлетелось еще одно видео – с наружных камер наблюдения. Бесстрастное око записало, как до Евгении совершает прыжок другой человек. Мягко приземляется, с помощью инструктора снимает страховочный пояс и уходит. А инструктор уходит закреплять канат на стоящем рядом со зданием дереве.
В тот момент, когда Евгения оказывается у земли и летит на скорости в бетонную конструкцию, сотрудник аттракциона падает и проезжает по земле, держась за канат. Судя по этим кадрам, работники аттракциона не согласовали свои действия.
В начале недели в пресс-службе ДП Карагандинской области сообщили, что в связи с открывшимися новыми обстоятельствами статья переквалифицирована на ч. 3 ст. 306 УК РК (Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека), а инструктор задержан. Если будет доказана его вина, он может лишиться свободы на срок от 4 до 8 лет.
“В рамках уголовного дела полицейские выясняют, имел ли организатор аттракциона лицензию на данный вид деятельности, соблюдались ли правила безопасности”, – добавили в пресс-службе ДП Карагандинской области.
Власти Караганды сделали официальное заявление о том, что не выдавали разрешения на прыжки с высоты: “Акиматом г. Караганды разрешение на прыжки не выдавалось. Проведем разъяснительную работу с владельцами высотных зданий, органами самоуправления о недопущении фактов установки на крышах опасных сооружений и аттракционов”. При этом представители городской исполнительной власти не смогли пояснить, какой госорган контролирует этот вид развлечений. Сказали лишь, что, согласно Национальному стандарту РК, аттракционы с эластичными элементами (катапульты, прыжки с высоты на пластичном канате и подобные) до получения в установленном порядке допуска к эксплуатации не подлежат постановке на учет в местных исполнительных органах.
Когда верхи не хотят…
Между тем многие карагандинцы в комментариях высказывают недоумение по поводу избирательной слепоты органов власти, под носом которой на протяжении многих лет бесконтрольно проходят экстремальные прыжки. На официальных страницах компании “Fly”, предоставляющей услуги в разделе “Спорт и отдых”, указано: “12 лет опыта. 100-процентная полная безопасность”. Аккаунт “Flykrg” сообщает, что организовывает экстремальные прыжки с 30, 50, 100 и 245 метров.
Судя по фотографиям в аккаунте и количеству подписчиков (8 854), огромное количество карагандинцев и жителей области за эти годы воспользовались услугами организаторов роупджампинга.
Тем паче, что цены на экстрим, указанные на странице “Flykrg”, вполне демократичны. “Стоимость прыжка с 30 метров – 6 000 тенге, в паре – 9 000”.
Карагандинка Лариса КАРЧЕВСКАЯ – в их числе. По ее признанию, она не однажды испытала выплеск адреналина и ни с чем не сравнимое чувство полета, прыгая на канате с высоты.
– Впервые я прыгнула в 2012 году, когда “Fly” только начинал свою деятельность в нашем регионе, – рассказала Лариса. – Тогда они организовывали прыжки с заброшенных многоэтажек РТИ Сарани. Я спокойно доверилась им, поскольку знала, что организацией прыжков занимаются профессионалы.
По словам карагандинки, изначально с инициативой организации роупджампинга в Караганде сюда приехал житель и гражданин Российской Федерации. Найдя компаньона в лице казахстанца, стал организовывать экстремальное развлечение здесь. Позже – по всему Казахстану. Поняв, что аттракцион пользуется спросом, организаторы пытались легализоваться в Караганде.
– Россиянин уже имел опыт организации роупджампинга у себя на родине, – продолжает рассказ Лариса. – А здесь его казахстанский партнер пытался поставить этот экстремальный вид спорта на законные рельсы. Я точно знаю, что они ходили в акиматы, пытались договориться, чтобы им предоставили подходящее место для прыжков.
Они были готовы к контролю со стороны государства, им просто нужно было узаконить роупджампинг и придать ему официальный статус. Но чиновники предпочли не обращать на них внимания.
Хотя о том, что на РТИ прыгают с заброшенных домов роупджамперы, все знали – об этих прыжках не раз писали в газетах, соцсети были полны фотографий карагандинцев, совершавших прыжки.
Без претензий?
Судя по информации, размещенной на странице клуба “Fly”, компания имела несколько локаций по прыжкам в Караганде. В акимате города Сарань подтвердили, что изначально компания организовывала прыжки с девятиэтажного дома микрорайона РТИ в Сарани. Но работали роупджамперы там неофициально. “Здание аварийное, там запрет официальный на прыжки. Согласований, договоров с нами у них тогда не было”, – сообщили в местном исполнительном органе.
Чуть позже роупджамперы облюбовали для экстремальных развлечений радиомачту за Михайловкой высотой 245 метров. Здесь организаторы предлагали экстремалам прыжки с высоты 50 и 100 метров. В первом случае острые ощущения стоили 9 000 тенге, во втором – 16 000. За полет с высоты 150 метров заплатить нужно было 21 000 тенге. Исходя из контента страницы клуба в “Инстаграме”, недостатка в желающих испытать острые ощущения не было.
Но в сентябре этого года радиомачту спилили. И в распоряжении роупджамперов в шахтерской столице остался только один легальный объект – крыша пустующего отеля “Созвездие”, принадлежавшего ранее “ВалютТранзит Банку”, арендуемая ими по договору с нынешними хозяевами. Сейчас владельцы здания утверждают, что сдали в аренду крышу на условиях того, что вся ответственность за последствия прыжков лежит на арендаторах. Насколько это юридически обоснованно, будет разбираться следствие.
И, кстати, об ответственности…
– Перед прыжком каждый прыгающий подписывал соглашение об освобождении от ответственности, – поделилась Лариса Карчевская. – В нем говорилось, что мы ознакомлены с техникой безопасности, правилами поведения на объекте, с базовыми навыками обращения со снаряжением. Что не находимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не страдаем психическими или сердечными заболеваниями. И что в случае форс-мажора не имеем никаких претензий к организаторам.
Карагандинка высказала мнение: если бы чиновники не отмахнулись в свое время от организаторов экстремального развлечения, а выделили им место, в котором можно было бы обеспечить максимальную страховку (например, водоем или сетку под объектом), присутствие медиков и т. п., а также регулярно контролировали организаторов экстремального вида спорта, трагедии могло не быть.
– Я только сейчас поняла, насколько это было опасно, – дрогнувшим голосом произнесла она.
КАРАГАНДА